Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21
села Толстово-Васюковского» Будённовского района
Ставропольского края
Автор: Учитель русского языка и литературы Г. В. Баранова
2011
год
Слайд 2
Знакомимся с демоверсией ЕГЭ-2012
Слайд 3Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 г. по сравнению с КИМ
2011 г.
Все основные характеристики работы в целом сохранены.
Изменен формат задания
А2.
Задание А26 перенесено на позицию А6.
Уточнена формулировка задания С1.
Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с
развернутым ответом (критерий К2, подсчет слов в сочинении).
Слайд 4 A1.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?
1) донельзЯ
2) взЯла
3) ходАтайство
4) нАверх
Слайд 5А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) В
неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные
перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
Слайд 6 А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)
лягте (на пол)
2) их работа
3) горячие супы
4) шестистами учениками
Слайд 7А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1) в
аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3)
требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.
Слайд 8А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1)
Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2)
«Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
Слайд 9А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным причастным
оборотом?
1) Французские слова и выражения,
которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
Слайд 10 Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.
(1)… (2)Деревянные парусные
корабли, сблизившись, в
упор палили друг в друга чугунными ядрами
из небольших
заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко
хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог
заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего
корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника,
на вражескую палубу высаживались матросы, которые в
рукопашной схватке старались завладеть неприятельским
судном. (5)… промышленная революция XIX века очень
быстро внесла коррективы в эту область военного дела,
и первым важным нововведением стали паровые машины.
(6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю
зависимость от силы и направления ветра, позволяла
свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее
выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее
наименьшую уязвимость от огня противника.
Слайд 11A7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в
этом тексте?
1) Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали
у моряков довольно скептическое отношение.
2) Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.
3) Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.
4) Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время Крымской войны.
Слайд 12A8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть
на месте пропуска в пятом предложении?
1) Однако
2) Даже
3) Несмотря на
это,
4) Следовательно,
Слайд 13 А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном
из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
стали
машины (предложение 5: … промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины.)
2) корабли в упор палили (предложение 2: Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек.
3) вывести из строя (предложение 3: Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем.
4) матросы старались завладеть (предложение 4: При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном.
Слайд 14A10. Укажите верную характеристику третьего предложения текста: (3)Поскольку энергии ядер
редко
хватало на то, чтобы вывести корабль из
строя, бой мог заканчиваться и абордажем.
1) сложное бессоюзное
2) сложноподчинённое
3) простое с однородными членами
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
Слайд 15А11. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.
1)
5: (5)… промышленная революция XIX века очень
быстро внесла коррективы в эту область военного дела,
и первым важным нововведением стали паровые машины.
2) 2: (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в
упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших
заряжаемых с дула пушек.
3) 6:(6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
4) 4:(4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном.
Слайд 16А12. Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5).
… промышленная революция
XIX века очень
быстро внесла коррективы
в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины.
1) вежливость
2) соотношение
3) ошибка
4) поправка
Слайд 17
А13. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Своеобразие
художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 4
Слайд 18 А14. В каком ряду во всех словах пропущена
безударная проверяемая гласная корня?
1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться
3)
отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет
Слайд 19А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и
та же буква?
1) по..кладка, о..бойный, на..строчный
2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный
3) на..граться,
сверх..нвестиции, из..скать
4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна
Слайд 20 А16. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква И?
1) произнос..шь, преобразу..мый
2) относ..шься, распущ..нный
3) засмотр..шься, замет..вший
4)
перекин..шь, сломл..нный
Слайд 21А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена
буква Е?
А. никел..вый
Б. достра..вать
В. приветл..во
Г. оскуд..вать
1) А, Б, Г
2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, Г
Слайд 22А18. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1)
Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по
вечерам.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.
Слайд 23А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ЗА)ЧАСТУЮ
мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является
для него в жизни главным.
2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
Слайд 24А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия впредложении.
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов
( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Слайд 25А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Первая
выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
1, 2, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
Слайд 26А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью
или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 3, 4
Слайд 27А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие
литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Слайд 28А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую
роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены:
хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Слайд 29А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Идея единого
европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея
Малиновский (4) обрела множество сторонников.
1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 2, 4
Слайд 30А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
После того
как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4)
стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2
Слайд 31А27. Прочитайте текст.
Грунтовые хранилища жидких радиоактивных
продуктов и места захоронения
твёрдых
отходов могут быть источниками загрязнения
грунтов, грунтовых и подземных (глубинных)
вод. Поэтому для предупреждения и
предотвращения опасных радиоактивных
Загрязнений проводится контроль за
движением грунтовых вод от пунктов
Захоронения до выхода грунтовых вод к
поверхностному водоисточнику. Этот
Контроль осуществляется с помощью
специальных карт движения грунтовых вод и
возможной миграции загрязнений.
Слайд 32В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте?
1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом
потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
2) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью
специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
3) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
4) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.