Слайд 2Формулировка проблем исходного текста. (1балл)
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
(2)
Отражение позиции автора исходного текста (1)
Формулировка собственного мнения по проблеме
и его аргументация (2)
Вспомним обязательные элементы структуры сочинения
Слайд 3Анализ эссе
научить определять признаки жанра, выявлять способы постижения действительности и
средства художественной выразительности, которые избирают те или иные авторы эссе,
видеть оригинальность замысла писателя.
Слайд 5 Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо
проблемы. Автор эссе анализирует избранную
проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (Словарь литературоведческих терминов.— М., 1984).
Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих терминов.— М., 1987).
Слайд 6На основании словарных статей выделите основные признаки эссе
1. Обращение к
значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам.
2. Субъективность,
ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведений.
3. Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения.
4. Сравнительно небольшой объем.
Слайд 7Из истории создания жанра
Родоначальник эссе — французский философ Мишель Монтень
(1533—1592). С издания его «Опытов» в 1580 году в словесной
европейской культуре бытует жанр эссе.
Слайд 8ЛОКК (Locke) Джон
(1632-1704), английский философ
ФИЛДИНГ (Fielding) Генри (1707-54), английский
писатель, классик
Слайд 9ШОУ (Shaw) Джордж Бернард (1856-1950), английский писатель.
ГОЛСУОРСИ (Galsworthy) Джон (1867-1933),
английский писатель.
Слайд 10ФРАНС (France) Анатоль (1844-1924), французский писатель
РОЛЛАН (Rolland) Ромен
( 1866 – 1944 ) – французский
писатель.
Слайд 11«Путешествие из Петербурга в Москву»
«Путешествие в Арзрум»
Слайд 12«Выбранные места
из переписки с друзьями»
«Исповедь»
Слайд 16
РОЗАНОВ Василий Васильевич
(1856-1919),
русский писатель, публицист
и философ.
Задание: прочитайте текст В.Розанова «Возврат к Пушкину»
Что дорого
автору в Пушкине? Подтвердите свои ответы текстом. Докажите принадлежность произведений В. Розанова к жанру эссе, выделяя особенности, отмеченные сегодня на уроке.
Слайд 17Памятка для лабораторной работы
Афористичность (иногда парадоксальность) речи.
Наличие художественных
тропов (метафора, сравнение, эпитет). Использование полемически заостренных утверждений, субъективность изложения.
Эмоциональность речи.
Смешение разнородных пластов лексики.
Стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипс, эпифора.
Задание: используя памятку, найдите в данном отрывке характерные для жанра эссе особенности стиля.
Слайд 18Задание на дом: написать эссе
«О совести», «О добродетели»,
«Об именах», «О предсказаниях», «О книгах», «О дружбе», «О воспитании»
(Мишель Монтень);
Для чего человек учится?
Слайд 19Высказываем свое мнение по проблеме
Приходилось ли слышать иное мнение о
поднятой проблеме? Если да, то изложите коротко его суть. Вероятно,
вы вспомнили чье-то высказывание?
Есть ли у вас свое мнение , отличное от точки зрения автора, по этой проблеме?
Если вы согласны или не согласны с мнением автора, приготовьтесь это обосновать.
Слайд 20Собственные аргументы (2-3)
Логические (чье-либо высказывание, народная мудрость, научные сведения, дальнейшее
развитие авторской мысли, собственная логика…)
Рассуждение от противного («представим, что…»)
Образные, эмоциональные
(горячий протест, глубокое сопереживание, согласие, восхищение, сомнение, тактичное возражение…)
Ярко изложенный пример может стать прекрасным аргументом в защиту вашего мнения.
Во-первых, во-вторых, в дополнение к сказанному…, таким образом.