Слайд 1Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №
46 г.Белгорода
Захаровой Л.Н.
Деталь
как средство
создания образов
Слайд 2Цель
Учить внимательному прочтению текста
Раскрыть основные функции детали в создании
художественного образа
Показать роль детали на примере конкретного образа
Слайд 3« Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся
Русь явится в нем!»
Н.В.Гоголь
Слайд 4Работа с термином
Деталь (от франц. detail – часть, подробность) –
значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены,
эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д. в произведениях с деталью связан какой-либо идейно-тематический мотив.
Слайд 5Тезисный план лекции
Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания
в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей.
Детализация
– важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
Слайд 6Отдельно можно говорить о детали в портретах (глаза Плюшкина «бегали…
как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар» и т.д.)
Манера
письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом ХХ века
Слайд 7Принципы отбора деталей и их функции
Деталь как средство типизации (типичность
города, гостиницы, типичность в одежде)
Деталь как средство индивидуализации (например, Манилов:
портрет, речь, дом, кабинет, еда)
Слайд 8Работа в группах
Задание: во 2 главе найти детали, охарактеризовать
их и определить их роль в тексте главы.
Группа 1 –
детали пейзажа
Группа 2 – детали портрета
Группа 3 – детали интерьера
Группа 4 – детали, помогающие описать поведение героев
Слайд 9Реализация задания
Вопрос к группам: какую характеристику (положительную или отрицательную) персонажу
дает автор?
Вывод: детали помогают автору дать его герою отрицательную характеристику.
Слайд 10Эксперимент
Сравнить два текста (оригинальный текст Гоголя и адаптированный текст,
лишенный деталей)
В чем вы почувствовали разницу?
Какой вывод на основании проделанной
на уроке работы вы можете сделать?
Слайд 11Домашнее задание
Сочинение на тему «Художественная деталь и ее роль в
создании образа Плюшкина»
Подготовиться к диспуту по гл. 11. Основной вопрос
диспута: Чичиков – это беда или надежда России?