Слайд 1Как написать сочинение?
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
Г. Реж
Слайд 2План сочинения
1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
2. Проблема, поднятая в тексте.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция.
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Слайд 3Речевые образцы написания сочинения
Как начать сочинение
1) с кратких сведений об
авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом.
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста.
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Слайд 4Пример № 1
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один
из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас
трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
Слайд 5Пример № 2
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие
и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе
духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
Слайд 6Пример № 3
Как в наш век противоречий и социальных потрясений
не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно
влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
Слайд 7Пример № 4
Я не раз задумывался о том, что самые
важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера,
счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…
Слайд 8Комментарии
- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и
т.п.) о …
- В небольшой по объему статье автор
затрагивает несколько важных проблем: …
- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
- Рассказывая о …, автор подразумевает …
Слайд 9
Речевые образцы
для комментирования авторской позиции
Слайд 10Использование цитирования в комментарии
а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу:
«шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Слайд 11
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему
• Я не
раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и
понятна мне.
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …
Слайд 12Заключение сочинения (примеры)
1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться
во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой
близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.
3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.
Слайд 13Интернет-источники
http://www.playcast.ru/uploads/2016/04/21/18350088.png
http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/07/10526224.png
http://izhilina.ucoz.ru/index/problema_istoricheskoj_pamjati/0-268