Слайд 1КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО ЗАДАННОМУ ТЕКСТУ
(ПОДГОТОВКА К ЗАДАНИЮ С2.2)
Готовимся к ГИА
Слайд 2Что такое «сочинение по заданному тексту»?
Сочинение по заданному тексту -
это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.
Основным содержанием
такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.
Слайд 3Как должно быть построено сочинение?
Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение,
то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа
речи.
Рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление - тезис
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
3. Заключение – вывод
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.
Слайд 4Как начинается сочинение?
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
Смысл
последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: "…".
На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Слайд 5Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по
объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части следует избегать:
•
пересказа текста
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Слайд 61. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о
чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?)
Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.
Слайд 7Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам:
•
примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть
из указанного текста;
• примеры должны подтверждать разные аргументы;
• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
• пример без указания на аргумент не учитывается.
Слайд 8Как оформлять примеры в сочинении?
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно
3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при
этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
Слайд 93) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности,
можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к
… предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .
Слайд 10О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление,
не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ —
подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
коротким, но ёмким по содержанию
логически связан с предыдущим изложением
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
Слайд 11В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно,
значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному,
делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Слайд 12Рассмотрим несколько образцов заключения:
Образец 1. Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень
серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.
Образец
2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.
Слайд 13Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это
одно из важных условий при написании сочинения.
Помните: сочинение должно иметь
не менее 3 –х абзацев:
• 1 абзац - тезис
• 2 абзац – аргументы с примерами
• 3 абзац – вывод
Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца.
Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
Слайд 14Каким должен быть объём сочинения?
Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма!
То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70
слов.
Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.
При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
Слайд 15Грамотность
Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его
на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и
при необходимости откорректируйте его.
Слайд 16Про почерк
Помните, что задания уровня С (С1, С2.1, С2.2) будет
проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО,
РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.