Слайд 1Кружево - народный промысел.
Дополнительные знания
Слайд 2Кружево — текстильное изделие с орнаментальным оформлением (ажурным узором), образующимся за счёт переплетения; имеет
декоративное значение. Кружево используется в оформлении одежды (воротники, манжеты); изделие
может быть целиком изготовлено из кружева — платье, блуза, шаль, пелерина, шарфик, перчатки, накидка. Кружева широко применяются в оформлении интерьера: в виде декоративных панно, скатертей, занавесок (тюлей), постельного белья (подушки, покрывала), салфеток и подстаканников. Кружевоплетение является одним из видов декоративно-прикладного искусства и народного художественного промысла (ремесла).
Слайд 3Кружево по месту производства
Бельгия. Во фламандских провинциях Бельгии распространены две основные техники
кружевоплетения. Шитое иголкой кружево (одна из техник) производится в Аалсте, Бельгия.
Это кружево называют «брюссельским», так как продается оно в основном в Брюсселе. Кружево второго типа, бобинное кружево (плетётся на «бобинах», в России — на коклюшках), производят в Брюгге (так называемое «брюггское кружево»).
Слайд 4Россия
Традиционное русское кружево отличается от фламандского не только внешним видом,
но и технологией изготовления. На Руси кружево создавалось на коклюшках
тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее обрисованному рисунку — сколку.
В России несколько действующих кружевных центров, из них самые известные — Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белявский, Кадомский вениз. Производство кружева сохранено и в бывших промысловых центрах — Балахне Кириши. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и сочетанием элементов кружева — плетешков, насновок, паучков и полонянок разных видов.
Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях.
Слайд 5Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской
области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной,
непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой». Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; узор. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый. В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.
Слайд 6Текстильное кружево представляет собой выразительную и совершенную форму текстильных изделий.
Со времени своего возникновения более 300 лет тому назад оно
служит модным украшением одежды и частью интерьера. Однако вследствие особенностей развития кружевного производства общее научное.
Описание кружева как текстильного изделия с едиными признаками и делением на типы и виды до сих пор отсутствует. Например, имеются руководства по выполнению кружев ручной работы. А также исследования их исторического возникновения, но без прослеживания их общих особенностей. В литературе по текстильному производству встречаются не многочисленные публикации о кружевах. С многочелночных и основовязальных машин, другие же способы выработки машинного кружева, насколько нам известно, не освещались вообще. Понятие кружево. Не следует ожидать, что после необходимых нам рассуждений о сущности кружева удастся строго и всесторонне ограничить это понятие. Границы эти, как будет доказано далее, нечетки, а переходы ко многим другим видам текстильной продукции выражены не ясно. Едва ли какой-либо предмет эстетического пользования вызвал бы столько споров относительно своей идентификации, как кружево. Для отличия внешних форм кружевной отделки употребляются термины « волан», « антрду » (вставка между двумя полотнами), «галлон » (бордюр» или « галун» ). Кружевом признается только одна из форм волана с зубчиками или дужками по продольной стороне. Но это неверно, так как понятие « кружево» не имеет ничего общего с местом его использования . Исторически кружева сначала применяли в виде отделки изделий действительно как воланы, но вскоре приняли также другие формы и стали изготовляться в виде плоских полотен, как ткани и другие виды текстиля, и употребляться в виде накидок, покрывал, занавесок и многого другого. Так как понятия « узкое» и« широкое», « плоское» и « объемное» сами по себе весьма относительны и не могут быть критерием, надо принять во внимание структуру кружева.
Слайд 7Эта дополнительная информация к проекту «Кружево – народный промысел» была
предоставлена Анной Краснюк, ученицей 6 «А» класса, школы №800.
Спасибо
за просмотр.