Слайд 1Презентация к докладу
«Введение и реализация ФГОС на уроках русского
языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы»
Слайд 2Шесть основных этапов современного урока русского языка и литературы в
условиях введения ФГОС
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание
(учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Слайд 3Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях
введения ФГОС
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…
хорошо организованный урок в хорошо
оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока — дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Слайд 4Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:
1. Цели урока задаются с
тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает
детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
9. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Слайд 5Показатели эффективности урока:
1. Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания)
1.1. Формулирование
целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка
целей урока обучающимися самостоятельно.
1.2. Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно)
1.3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом.
1.4. Постановка общей цели урока или частных задач к каждому этапу.
2. Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.
2.1. Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс.
2.2. Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся.
2.3. Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.
2.4. Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)
2.5. Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания.
Слайд 6Показатели эффективности урока:
3. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды
развития обучающихся.
3.1. Реализация на уроке содержания учебного материала как
системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)
3.2. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.
3.3. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторение, обобщение, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)
3.4. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.
4. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
4.1. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).
4.2. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)
4.3. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.
4.4. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
4.5. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.
Слайд 7Шесть шагов подготовки
к современному уроку:
Слайд 11ИНСЕРТ
Инсерт - это приём такой
маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что
известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.
?
+
-
<
ТКРМ
Слайд 12Отношение к барыне
Кластер
Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева
«Му-му», на уроке литературы в 5 классе можно создать такой
кластер:
Отношения с Татьяной
Портрет
Герасим
Отношения с дворовыми
Описание каморки
Отношение к Муму
ТКРМ
Слайд 13Синквейн
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
Герасим
Добрый, трудолюбивый
Заботится,
любит, работает
Не должен страдать из-за жестокости людей
Человек.
ТКРМ
Слайд 14Приёмы создания учебной ситуации: