Слайд 1Тема урока
Лексические средства
связи предложений
в тексте . Описательный оборот
Слайд 2
В небе тают облака,
И ,лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно
зеркало стальное.
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубравам,
И
с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века-
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Слайд 3лексический повтор
1.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие,
нетронутые. В лесах попадались глухие озера с огромными старыми соснами
по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю.Казаков).
Слайд 4синонимы
2.В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и
никого не боялся.
Слайд 5 текстовые синонимы
3.Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё
не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных
берегах, покрытых белым снегом.(А.Пушкин).
Слайд 6
4.У природы много друзей. Недругов у неё значительно
меньше.
антонимы
Слайд 7родо-видовые слова
5.В начале лета в лесу появилось много цветов. На
березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай.(И.Соколов-Микитов)
Слайд 8Лексические средства связи предложений в тексте.
1.
Лексический повтор.
2. Синонимы.
3.Текстовые синонимы.
4.Антонимы.
5.Родо-видовые слова.
6.Описательный оборот.
Слайд 9 ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или
группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений.
Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.
Описательный оборот-оборот речи, в котором описывается что-то, например: 1) солнце - светило небесное, 2) воздух - свежий аромат, 3) тучка - хмурый мешок ненастья
Слайд 10Выручай, охотник!
Помогите охотнику улучшить его рассказ -замените повторяющиеся слова заяц
и зайчишка словами трусишка, серый, косой, зверёк. длинноухий, бедняжка. Это
текстовые синонимы.(стр.67 «Русская речь» Никитина)
Укажите описательный оборот, употребленный вместо слова радуга.
Над чистым сияющим миром - огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко – далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры. (С.Шуртаков).
Слайд 11Укажите описательный оборот
Из кустов я вижу пролётную стайку чибисов. Белобокие
птицы сидят, вобрав голову, на лужке, отдыхают. Проносятся стаи скворцов.
Суетливо кричат в нестройном полёте дрозды…(В.Песков).
Слайд 12.Выберите наиболее уместный описательный оборот.
А). Мальчик встал в полный рост,
чтобы лучше рассмотреть танцующих на болоте журавлей …. побежали в
разные стороны.
Б). Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. …обследовал больное дерево.
В). Мальчик стоял над обрывом и наблюдал за полётом стрижей. …то стремительно падали вниз, то легко и упруго взмывали в поднебесье.
Для выбора:1. большие голенастые птицы; длинноногие спокойные великаны;
2.небольшие птицы с длинными острыми крыльями; быстрые, как молнии птицы;
3.лесной санитар; очень полезная лесная птица; лесной доктор.
Слайд 13В.Песков «У зимы на пороге»
Звуки…их очень немного в осеннем
лесу. Изредка слышишь перекличку синиц. На фоне серого неба их
не сразу и разглядишь. Пушистые шарики с длинными, как у сороки, хвостами оживлённо снуют по веткам, окликают друг друга. Чтобы не потеряться в пасмурном дне. А вот ещё один звук, характерный для этой предзимней погоды,- меланхоличные тихие посвисты. Снегири?..красногрудые птицы сидят на покрытых каплями влаги ветках ольхи, необычным для леса цветом напоминают: не все краски природа порастеряла.
Слайд 14
Музыкальная пьеса Сен-Санса «Слоны» .
Слайд 17Подскажи слова в рифму.
Дремлет пашня, дремлет сад,
Сонно яблоки ……
Великаны –сосны
в ясный день
Заломили шапки ……
Слайд 18Восстановите последовательность предложений
1.Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.2.Прямо
перед ней,
прижавшись к забору, сидел маленький,
взъерошенный котёнок. 3.Собака яростно
лаяла,
припадая на передние лапы.
4.Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
Слайд 19«Рассыпались»загадки…
соберите их в рифму.
В руке девочка облачко на стебельке
держит
Висят от жары шары на ветвях посинели.
Какие сравнения и метафоры
лежат в основе «собранных»вами загадок?
Слайд 21Сочинение
На арену цирка выходят слоны. Всего
их три. Огромные умные животные выглядят сегодня нарядно: на головах
у них - золотые блестящие наколки, а на спинах - яркие фиолетово- зеленые коврики.
Четвероногие артисты встают полукругом и начинают выполнять свои номера.
Первый слон передние ноги поставил на тумбу, а задние отрывает от пола и делает стойку, второй кружится беспрерывно на одном месте- танцует вальс. Да не какой-нибудь простой, а особенный, слоновий! Третий зверь- великан неуклюже, но послушно прыгает через скакалку, которую крутят артисты цирка. Все очень стараются, чтобы заслужить похвалу и получить любимое лакомство.
Под конец слоны опускаются на колени, кланяются зрителям, а потом вы страиваются в ряд и под громкие , дружные аплодисменты уходят с арены.
Слайд 22Использованная литература.
Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для
5-7 кл. сред. шк. / Науч. ред. В.В. Бабайцева. –
М.: Просвещение, 1997.
Русский язык.7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов,Т. А. Ладыженская и др. ; под ред. Н.М.Шанского - 33-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2009.
Автор презентации – Арифуллина Фяридя Идрисовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Верхнетерешанская ООШ.