Слайд 1Урок русского языка в 5 класса по программе
Л.М. Рыбченковой
Выполнила:
Растягаева Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей №6
города Благовещенска»
Слайд 4Лексикология - ?
это раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка.
Слайд 5Что на слайде?
.
ДЕРЕВО – растение с твердым
стволом и ветвями,
образующими крону.
ГЕРОИЗМ – способность к совершению подвига
Слайд 6Лексическое значение слова
- определенный смысл, выражаемый словом.
Слайд 7Цели урока:
понять роль слова в формировании и выражении мыслей и
чувств;
определить способы толкования значения слов;
научиться объяснять лексическое значение слова разными
способами.
Слайд 8Как появились эти названия?
шиповник
рыжики
лисички
черника
Слайд 9Домашнее животное, родственное волку, используемое человеком для охраны, охоты.
ОПРЕДЕЛИ ВСЕ
СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
Пес
Слайд 10Способы толкования лексического значения слова
Нарисовать то, что обозначается словом
Рассказать о
слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось.
Подобрать
близкое по значению слово (синоним);
Слайд 11ОБЪЯСНИ ГУМАНОИДУ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ, используя все 3 способа толкования:
1 ряд
– шалить; 2 ряд – расческа; 3 ряд – крупный.
Слайд 12Шалить
Баловаться
1. Баловаться, резвиться.
"Дети шалят"
2. Своевольничать, поступать противозаконно, а также
разбойничать устар.
"Шалят
по большим дорогам"
Слайд 13РАСЧЁСКА
Гребень
Ж. р. Гребёнка для расчёсывания волос.
"Пластмассовая р."
Слайд 14Крупный
Большой
1.Состоящий из частей, элементов, частичек большого размера.
"К. песок"
2.Большой по размерам
,
величине.
"Крупное
механизированное
хозяйство"
Слайд 16Заполни текст картинками
Красивые черные лаковые подносы, расписанные яркими цветами, можно
увидеть в России чуть ли не в каждом доме. Прежде
на такой поднос ставили самовар, позже чайник, ну а сейчас он чаще служит декоративным украшением, чем применяется по прямому назначению. Особо ценят подносы, которые производятся в селе Жостово, недалеко от Москвы.
Слайд 17Рефлексия
Мы узнали о таких способах определения значения слова, как…
Наиболее трудным
мне показалось …
Я думаю, это потому, что …
Самым интересным было
…
Я бы хотел попросить своего учителя
Слайд 18Домашнее задание
Базовый уровень:
Выучить определение лексикологии и лексического значения слова.
Выучить способы
толкования лексического значения слов.
Письменно выполнить упражнение 131 (с. 61).
Усложненный уровень
Выучить
определение лексикологии и лексического значения слова.
Уметь воспроизвести схему способов толкования значений слов.
Письменно выполнить упражнение 131 (с. 61).
Письменно дать определение слов звезда и планета из упр. 131. В случае затруднений, обратитесь к сайту www.kosmir.info.