Слайд 1
Урок - обобщения и систематизации знаний по теме «Лексика» 5
класс
Слайд 2
Задачи урока:
Повторить основные понятия лексики: омонимы, синонимы, антонимы, однозначные
и многозначные слова;
Проверить степень усвоения учащимися темы;
Пополнить словарный запас детей
новыми синонимами, антонимами и омонимами.
Слайд 3Сегодня, ребята, мы совершим с вами путешествие по галактике «Лексикандия».
Мы побываем на разных планетах этой галактики. Но сначала нужно
повторить все слова-термины, которые изучались в разделе «Лексика».
Слайд 4
Все слова языка.
Раздел лингвистики, изучающий лексику.
Слова, имеющие
одно значение.
Слова, имеющие несколько лексических значений.
Слова
с переносным значением.
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.
Слова, близкие по значению.
Слова, противоположные по значению.
Слайд 5
Все слова языка. (Лексика)
Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)
Слова,
имеющие одно значение. (Однозначные)
Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)
Слова с переносным значением. (Метафоры)
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)
Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. (Омофоны)
Слова, близкие по значению. (Синонимы)
Слова, противоположные по значению. (Антонимы)
Слайд 6 Итак, теперь можно отправляться в путешествие.
Первая наша остановка – планета
«Словарьландия»
Слайд 7Повелитель этой планеты устроил для вас, ребята, испытания. Справитесь, и
вход будет открыт.
Слайд 8Правила работы со словарями.
- Как вы определите по словарной статье,
многозначное слово или однозначное?
- А прямое и переносное значение слова?
-
Какие словари помогут подобрать к словам синонимы, омонимы, антонимы?
Слайд 9Пользуясь словарями, приведите примеры:
I группа – многозначных слов,
II группа –
синонимов,
III группа – омонимов.
Слайд 10Молодцы! Теперь ворота этой планеты для вас всегда открыты.
Но пора
снова в путь.
Слайд 11- Смотрите, вдали виднеется какая-то планета.
Посмотрите, она называется «Синонимбург».
Приземляемся!
Слайд 12 А здесь нас ждет новое задание. Все жители этой планеты
– синонимы, и живут они группами-семьями в отдельных домиках. Но
накануне по планете пронесся ураган и все перепутал. Они просят нас помочь найти свои семьи.
Слайд 13Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в
порядке усиления признака.
Отважный, гигант, бояться, неустрашимый, холод, храбрый, мороз, стужа,
великан, титан, трепетать, опасаться, робеть, смелый.
Слайд 14Великан – гигант – титан
Смелый – храбрый – отважный –
неустрашимый
Робеть – трепетать – опасаться – бояться
Холод – мороз -
стужа
Слайд 15 И с этим заданием вы справились.
Жители «Синонимбурга» благодарят вас
за помощь. А мы продолжаем свое путешествие.
Слайд 16 Галактика «Лексикандия» нас продолжает удивлять. Сейчас вы прослушаете стихотворение, которое
так и называется «Удивительные вещи». Если вы правильно определите, о
каких словах идет в нем речь, то узнаете, на какую планету мы приземлимся:
Страшные вещи в природе бывают.
Ножки у стула. Но стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», - говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре?
- Что удивительного в том, что стул не шагает, часы никого не обижают, а слона не пускают в оркестр? Что это за слова?
- Верно, ребята, это Омонимы. А приземляемся мы на планету «Омоним».
Слайд 17Здесь живут племена двойников. Какие именно, вы узнаете, когда отгадаете
загадки:
Нас много в играх набирают, а иногда и на нос
надевают.
(Очки)
В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают.
(Шашки)
В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед.
(Челн)
Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.
(Ключ)
На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом.
(Коса)
Слайд 18 Молодцы, и здесь вы справились успешно с заданием и помогли
жителям острова. Но пора отправляться в путь. Впереди еще планета
«Антонимландия».
Слайд 19Жители этой планеты предложили выполнить очень интересное задание. Они хотят
проверить – знаем ли мы антонимы.
Слайд 20Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из
правого столбика:
1) бедная растительность -
а) маленькая;
б) скромная;
в) пышная;
2) богатый опыт — а) ничтожный;
б) убогий;
в) скудный;
3) волшебный голос — а) божественный;
б) раздражающий;
в) безропотный;
4) полный ответ — а) пустой;
б) частичный;
в) жирный.
Слайд 21Бедная растительность пышная
Богатый
опыт
скудный
Волшебный голос раздражающий
Полный ответ частичный
Слайд 22 Ребята, теперь нам пора домой!!!!!!!!!!!