Слайд 1Система уроков
Мультимедийная презентация
по теме:
« Лексикология»
5 класс
Учитель русского языка ООШ № 1
г. Сватово Луганской обл.
Дробицкая Валентина Николаевна
Дать сведения о лексике. Совершенствовать навыки употребления слова в соответствии
с его лексическим значением.
2. Развивать связную речь, обогащать словарный запас учащихся.
3. Прививать интерес к изучению предмета, к книге, показать богатство русского языка, слова.
Слайд 4ЭПИГРАФ УРОКА:
С русским языком можно творить чудеса, нет ничего
такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было
передать словом.
К.Паустовский
Слайд 6Словарь
Лексикология - это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение,
употребление и происхождение слов
Лексика - это словарный состав языка
Лексическое значение
слова - это смысловое содержание слова, то, что обозначает слово
Лексикон - это словарный запас человека
Слайд 8Словарная статья
Обрати внимание!
Построение словарной статьи
Слово даётся в начальной форме с
обозначенным ударением.
Слово имеет грамматические ( окончание некоторых падежей, род) и
другие пометы, например, особенности употребления. Пометы обычно сокращаются: разг. – разговорное, устар. – устаревшее.
Толкование слова.
Пример употребления слова в литературном языке.
Если слово заимствованное, указывается, из какого языка заимствовано и что оно обозначает.
Слайд 9 БОКС, - а, м. Вид спорта, кулачный
бой по особым правилам. Заниматься боксом. Английский матрос, очевидно хорошо
знакомый с правилами бокса, довольно ловко наносил Акиму удары. Станюкович, Пропавший матрос. [ От англ.box - боксировать]
Лексическое
значение
(ЛЗ)
Грамматическое
значение
(ГЗ)
Слайд 11Гербарий
ЛЗ - собрание засушенных растений
ГЗ – имя
существительное, м.р., нарицательное, неодушевленное, изменяется по падежам - Р.п .
гербария
Слайд 13
Упражнение № 1
Задание: определите, какие слова имеют следующее лексическое значение
Пищевой
продукт из теста, высушенного в виде длинных трубочек.
Толстая короткая сосиска.
Овощи,
каша, добавляемые к мясным и рыбным блюдам.
Студенистое жидкое кушанье.
Суп со свёклой и другими овощами.
Макароны
Сарделька
Гарнир
Кисель
Борщ
Слайд 14Упражнение № 2
Задание: сформулируйте самостоятельно лексическое значение слов . Затем
проверьте по словарю, правильно ли вы определили их.
Трек –
это специальная дорожка для гоночных состязаний
( мотоциклетный или велосипедный трек)
Букет – 1.Цветы, сложенные, подобранные в пучок.
2. Аромат и вкус чего- нибудь
Слайд 15Упражнение № 3
Задание: заполните клеточки, вписывая слова по их значению
1.
Стальная пластинка с расщепленным концом для написания чернилами, тушью.
2. Длинная
коробочка для ручек, карандашей, перьев.
3. Сшитые листы чистой бумаги в обложке.
4. Кусочек резины для стирания написанного.
5. Письменная принадлежность – графитная палочка, обычно оправленная в дерево.
Слайд 17Ответ
1. Перо
2. Пенал
3. Тетрадь
4. Резинка
5. Карандаш
Слайд 18 У р о к № 2
Однозначные и многозначные
слова
Прямое и переносное значение слов
Слайд 19Цель урока
Дать понятие об однозначных, многозначных словах; прямом и переносном
значении слова. Совершенствовать навыки определения значения слов.
Развивать логическое мышление, связную
речь, обогащать словарный запас учащихся, проявлять смекалку и сообразительность.
Прививать интерес к предмету, к художественному слову, поэзии.
Слайд 20Эпиграф урока
Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последнего
дня своей жизни.
К.Паустовский
Слайд 21Прямое и переносное значение слова
прямое
Витя идёт по улице.
переносное
И дождь идёт.
Слайд 22РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.
Жар солнца – жар чувства.
Тяжесть багажа - тяжесть утраты.
Гибкость
ума – гибкость ветки.
Каменное сердце – каменные груды.
Зрелые плоды –
зрелый человек.
Строить мост – строить планы.
Золотые руки - золотое кольцо.
Хранить ценности – хранить молчание.
ПЕРЕНОСНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА
ПРЯМОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА
Слайд 23Найди слова с переносным значением.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча
над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь
поля пшеницы.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
ПЕРЕНОСНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА
ПРЯМОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА
Слайд 24Однозначные и многозначные слова
Имеют ОДНО лексическое значение
Имеют несколько
(МНОГО) значений
снеговик
язык
Слайд 25Сколько значений у слова ключ? С каждым из них составьте
свое предложение.
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный
ключ дверной.
МНОГОЗНАЧНОЕ
СЛОВО
ОДНОЗНАЧНОЕ
СЛОВО
Слайд 26ИЗ ТЕКСТА ВЫПИШИТЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ХВОСТ».
Есть хвост у
падающих звезд,
И у семян бывает хвост.
У
птиц, у самолета
Он нужен для полета.
Хвостом корова бьет слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важнее:
Они хвостом сражаются.
У кошки хвост трубою,
Она хвостом гордится.
А нам, друзья, в учебе хвост
Совсем не пригодится.
МНОГОЗНАЧНОЕ
СЛОВО
ОДНОЗНАЧНОЕ
СЛОВО
Слайд 27У р о к № 3
СИНОНИМЫ
ОМОНИМЫ
АНТОНИМЫ
Слайд 28Цель урока
Дать понятие о синонимах, омонимах, антонимах; показать их роль
в речи и художественных текстах; обучать умению подбирать синонимы, антонимы;
совершенствовать навыки пользоваться словарём.
Развивать умение подбирать уместные по значению омонимы и синонимы, антонимы для более точной формулировки мысли;
Воспитывать культуру речи
Слайд 29Эпиграф урока:
Для всего в русском языке есть великое множество хороших
слов
Г. Паустовский
О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?
В русском языке существует явление, когда
один и тот же предмет, одну и ту же вещь, одно и то же событие можно назвать различными словами, сходными по смыслу, но различными по звучанию.
Что это?
СИНОНИМЫ
Слайд 32Загадка-шутка
Шли двое. Остановились.
Один другого спрашивает:
Это черная?
Нет, это красная.
А почему она белая?
Потому что зеленая.
Задание:
Подобрать
синонимы к слову зеленая в этом тексте.
Слайд 33Подберите русские синонимы к иноязычным словам
Алфавит - …
Гигант - …
Аплодировать
- …
Коллекционировать -…
Аккуратный - …
Ароматный - …
Азбука
Великан
Рукоплескать
Собирать
Опрятный
Душистый
Слайд 34синонимы
градация
красный
алый
багровый
багряный
лицо
мордашка
физиономия
рожица
Слайд 35 О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?
День
вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им, что
за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их: «Вы откуда,
Появились, молодцы?»
Отвечали мне слова:
«Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность.
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим липам вопреки,
Мы по смыслу далеки.
Я.Козловский
Слайд 36Омонимы - слова, совпадающие в звучании и написании, но различные
по значению.
Банка 1
Банка 2
Кран 1
Кран 2
Слайд 37
Подберите значение омонимов
.
БАК сосуд для
жидкости.
носовая часть корабля.
БОКС мужская стрижка.
вид спорта.
отгороженная часть помещения.
БЛОК писатель.
грузоподъемное устройство.
объединение государств, партий, стран.
СРЕДА день недели.
окружающая среда.
ОМОНИМЫ
Слайд 38Антонимы
работать
бездельничать
весёлый
грустный
Слайд 39Запишите антонимы к значениям многозначного слова «свежий»:
- …
СВЕЖИЙ ХЛЕБ
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА
АНТОНИМЫ
Слайд 40Запишите антонимы к значениям многозначного слова «свежий»:
СВЕЖАЯ РУБАШКА
СВЕЖИЙ ВЕТЕР
АНТОНИМЫ
Слайд 41Закончите пословицу,
подобрав антонимы:
Ученье свет, а неученье - …
Кто
хочет много знать, тому надо … спать.
Корень учения горек, да
плод его …
Полный колос к земле клонится - … к небу тянется.
… говори - больше делай.
…слава лежит, а худая бежит.
АНТОНИМЫ
Слайд 42У Р О К № 4
Контрольный урок по теме:
« Лексика»
Повторить основные понятия темы «Лексика»; обобщить знания учащихся по теме;
показать богатство русского языка.
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать любовь к родному языку, желание знать и изучать его.
Слайд 44І вариант
1. Укажите верное высказывание.
а) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
лексическому значению, называются синонимами. б)Лексика – это словарный состав языка в) Слова, относящиеся к разным частям речи, называются антонимами
2. В каких словарях разъясняется лексическое значение слова?
а) В толковом словаре б) В орфографическом словаре
в) В орфоэпическом словаре
3. Укажите однозначные слова
а) крепкий б) джем в) манеж г) карандаш
4. Запишите 3 примера однозначных слов
5. Укажите словосочетания со словами в переносном значении:
а) серое утро б) тяжелый характер
в) мягкое кресло г) острое копьё
6. Запишите 3 примера словосочетаний со словами в переносном значении
Слайд 45
7. Укажите слова, которые могут быть омонимами:
а) сувенир б)
сосна в) мир г) скосить
8. Запишите 3 примера слов, которые могут быть омонимами
9. Укажите пары антонимов:
а) польза – вред; б) грусть – тоска;
в) скупой – жадный; г) уважать - презирать
10. Запишите 3 примера антонимов
11. Укажите синонимы к слову смелость:
а) отвага; б) гордость;
в) настойчивость; г) храбрость
12. Запишите синонимы к слову огромный
Слайд 46ІІ вариант
1. Укажите верное высказывание.
а) Слова, одинаковые по звучанию и
написанию, но разные по лексическому значению, называются паронимами б)Лексическое значение
слова разъясняется в орфографических словарях в) Слова, одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимами
2.Что такое лексическое значение слова?
а) Это то, что означает слово б) Это указание части речи и других
морфологических признаков в) Это многозначность слова
3. Укажите многозначные слова
а) звезда б) журнал в) море г) трюмо
4. Запишите 3 примера многозначных слов
5. Укажите словосочетания со словами в прямом значении:
а) деревянный дом б) ледяной взгляд
в) золотая серёжка г) бархатная трава
6. Запишите 3 примера словосочетаний со словами в прямом значении
Слайд 47
7. Укажите слова, которые могут быть омонимами:
а)
парта б) комната в) рысь г) брак
8. Запишите 3 примера слов, которые могут быть омонимами
9. Укажите пары синонимов:
а) говорить - молчать; б) мрак - темнота;
в) возмущение - восхищение; г) ложь - вымысел
10. Запишите 3 примера антонимов
11. Укажите синонимы к слову думать:
а) доказывать; б) мыслить;
в) убеждать; г) размышлять
12. Запишите синонимы к слову красивый