Разделы презентаций


Лексикология

Содержание

Л Е К С И К О Л О Г И И Урок № 1КОРОЛЕВСВО

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Система уроков
Мультимедийная презентация
по теме:
« Лексикология»
5 класс

Учитель русского языка ООШ № 1
г. Сватово Луганской обл.
Дробицкая Валентина Николаевна
Система уроковМультимедийная презентацияпо теме:« Лексикология»5 класс

Слайд 2Л Е К С И К О Л О Г

И И

Урок № 1

К
О
Р
О
Л
Е
В
С
В
О

Л Е К С И К О Л О Г И И

Слайд 3 ЦЕЛЬ УРОКА:
1.

Дать сведения о лексике. Совершенствовать навыки употребления слова в соответствии

с его лексическим значением.
2. Развивать связную речь, обогащать словарный запас учащихся.
3. Прививать интерес к изучению предмета, к книге, показать богатство русского языка, слова.

ЦЕЛЬ  УРОКА:1. Дать сведения о лексике. Совершенствовать навыки употребления

Слайд 4ЭПИГРАФ УРОКА:
С русским языком можно творить чудеса, нет ничего

такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было

передать словом.

К.Паустовский

ЭПИГРАФ УРОКА: С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,

Слайд 6Словарь
Лексикология - это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение,

употребление и происхождение слов
Лексика - это словарный состав языка
Лексическое значение

слова - это смысловое содержание слова, то, что обозначает слово
Лексикон - это словарный запас человека
СловарьЛексикология - это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение словЛексика - это словарный

Слайд 7Толковые словари

Толковые словари

Слайд 8Словарная статья
Обрати внимание!
Построение словарной статьи

Слово даётся в начальной форме с

обозначенным ударением.
Слово имеет грамматические ( окончание некоторых падежей, род) и

другие пометы, например, особенности употребления. Пометы обычно сокращаются: разг. – разговорное, устар. – устаревшее.
Толкование слова.
Пример употребления слова в литературном языке.
Если слово заимствованное, указывается, из какого языка заимствовано и что оно обозначает.


Словарная статьяОбрати внимание!Построение словарной статьиСлово даётся в начальной форме с обозначенным ударением.Слово имеет грамматические ( окончание некоторых

Слайд 9 БОКС, - а, м. Вид спорта, кулачный

бой по особым правилам. Заниматься боксом. Английский матрос, очевидно хорошо

знакомый с правилами бокса, довольно ловко наносил Акиму удары. Станюкович, Пропавший матрос. [ От англ.box - боксировать]


БОКС, - а, м. Вид спорта, кулачный бой по особым правилам. Заниматься боксом. Английский

Слайд 10С Л О В О




Лексическое
значение
(ЛЗ)

Грамматическое
значение
(ГЗ)

С Л О В О

Слайд 11Гербарий

ЛЗ - собрание засушенных растений

ГЗ – имя

существительное, м.р., нарицательное, неодушевленное, изменяется по падежам - Р.п .

гербария

ГербарийЛЗ -  собрание засушенных растенийГЗ –   имя существительное, м.р., нарицательное, неодушевленное, изменяется по падежам

Слайд 12Тренировочные упражнения

Тренировочные упражнения

Слайд 13 Упражнение № 1 Задание: определите, какие слова имеют следующее лексическое значение
Пищевой

продукт из теста, высушенного в виде длинных трубочек.
Толстая короткая сосиска.
Овощи,

каша, добавляемые к мясным и рыбным блюдам.
Студенистое жидкое кушанье.
Суп со свёклой и другими овощами.

Макароны

Сарделька
Гарнир

Кисель

Борщ



Упражнение № 1 Задание: определите, какие слова имеют следующее лексическое значение  Пищевой продукт из

Слайд 14Упражнение № 2
Задание: сформулируйте самостоятельно лексическое значение слов . Затем

проверьте по словарю, правильно ли вы определили их.
Трек –

это специальная дорожка для гоночных состязаний
( мотоциклетный или велосипедный трек)

Букет – 1.Цветы, сложенные, подобранные в пучок.
2. Аромат и вкус чего- нибудь

Упражнение № 2 Задание: сформулируйте самостоятельно лексическое значение слов . Затем проверьте по словарю, правильно ли вы

Слайд 15Упражнение № 3
Задание: заполните клеточки, вписывая слова по их значению
1.

Стальная пластинка с расщепленным концом для написания чернилами, тушью.
2. Длинная

коробочка для ручек, карандашей, перьев.
3. Сшитые листы чистой бумаги в обложке.
4. Кусочек резины для стирания написанного.
5. Письменная принадлежность – графитная палочка, обычно оправленная в дерево.


Упражнение № 3Задание: заполните клеточки, вписывая слова по их значению1. Стальная пластинка с расщепленным концом для написания

Слайд 16Кроссворд к упр. № 3

Кроссворд к упр. № 3

Слайд 17Ответ

1. Перо
2. Пенал
3. Тетрадь
4. Резинка
5. Карандаш


Ответ1. Перо2. Пенал3. Тетрадь4. Резинка5. Карандаш

Слайд 18 У р о к № 2

Однозначные и многозначные

слова

Прямое и переносное значение слов

У р о к № 2Однозначные и многозначные словаПрямое и переносное значение  слов

Слайд 19Цель урока
Дать понятие об однозначных, многозначных словах; прямом и переносном

значении слова. Совершенствовать навыки определения значения слов.
Развивать логическое мышление, связную

речь, обогащать словарный запас учащихся, проявлять смекалку и сообразительность.
Прививать интерес к предмету, к художественному слову, поэзии.

Цель урокаДать понятие об однозначных, многозначных словах; прямом и переносном значении слова. Совершенствовать навыки определения значения слов.Развивать

Слайд 20Эпиграф урока
Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последнего

дня своей жизни.


К.Паустовский
Эпиграф урокаЯзыку мы учимся и должны учиться непрерывно до последнего дня своей жизни.

Слайд 21Прямое и переносное значение слова
прямое







Витя идёт по улице.
переносное




И дождь идёт.


Прямое и переносное значение словапрямое         Витя идёт по улице.

Слайд 22РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

Жар солнца – жар чувства.
Тяжесть багажа - тяжесть утраты.
Гибкость

ума – гибкость ветки.
Каменное сердце – каменные груды.
Зрелые плоды –

зрелый человек.
Строить мост – строить планы.
Золотые руки - золотое кольцо.
Хранить ценности – хранить молчание.

ПЕРЕНОСНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА

ПРЯМОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА

РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.Жар солнца – жар чувства.Тяжесть багажа - тяжесть утраты.Гибкость ума – гибкость ветки.Каменное сердце – каменные

Слайд 23Найди слова с переносным значением.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча

над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь

поля пшеницы.

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.

ПЕРЕНОСНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА

ПРЯМОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВА

Найди слова с переносным значением.Усталое солнце по небу гуляет.Ленивая туча над лесом скучает.На сонной березе щебечут синицы.Спит

Слайд 24Однозначные и многозначные слова
Имеют ОДНО лексическое значение

Имеют несколько

(МНОГО) значений

снеговик
язык

Однозначные и многозначные словаИмеют ОДНО лексическое значение  Имеют несколько (МНОГО) значений снеговикязык

Слайд 25Сколько значений у слова ключ? С каждым из них составьте

свое предложение.
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный

ключ дверной.


МНОГОЗНАЧНОЕ
СЛОВО

ОДНОЗНАЧНОЕ
СЛОВО

Сколько значений у слова ключ? С каждым из них составьте свое предложение.Много разных есть ключей:Ключ-родник среди камней,Ключ

Слайд 26ИЗ ТЕКСТА ВЫПИШИТЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ХВОСТ».
Есть хвост у

падающих звезд,
И у семян бывает хвост.
У

птиц, у самолета
Он нужен для полета.
Хвостом корова бьет слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важнее:
Они хвостом сражаются.
У кошки хвост трубою,
Она хвостом гордится.
А нам, друзья, в учебе хвост
Совсем не пригодится.

МНОГОЗНАЧНОЕ
СЛОВО

ОДНОЗНАЧНОЕ
СЛОВО

ИЗ ТЕКСТА ВЫПИШИТЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА   «ХВОСТ».Есть хвост у падающих звезд,  И у семян бывает

Слайд 27У р о к № 3
СИНОНИМЫ



ОМОНИМЫ
АНТОНИМЫ

У р о к № 3СИНОНИМЫ ОМОНИМЫАНТОНИМЫ

Слайд 28Цель урока
Дать понятие о синонимах, омонимах, антонимах; показать их роль

в речи и художественных текстах; обучать умению подбирать синонимы, антонимы;

совершенствовать навыки пользоваться словарём.
Развивать умение подбирать уместные по значению омонимы и синонимы, антонимы для более точной формулировки мысли;
Воспитывать культуру речи
Цель урокаДать понятие о синонимах, омонимах, антонимах; показать их роль в речи и художественных текстах; обучать умению

Слайд 29Эпиграф урока:
Для всего в русском языке есть великое множество хороших

слов
Г. Паустовский

Эпиграф урока:Для всего в русском языке есть великое множество хороших словГ. Паустовский

Слайд 30С Л О В А Р И

С Л О В А Р И

Слайд 31

О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?
В русском языке существует явление, когда

один и тот же предмет, одну и ту же вещь, одно и то же событие можно назвать различными словами, сходными по смыслу, но различными по звучанию.
Что это?
СИНОНИМЫ
О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ? В русском языке

Слайд 32Загадка-шутка
Шли двое. Остановились.
Один другого спрашивает:
Это черная?

Нет, это красная.

А почему она белая?
Потому что зеленая.

Задание:
Подобрать

синонимы к слову зеленая в этом тексте.
Загадка-шуткаШли двое. Остановились.Один другого спрашивает: Это черная? Нет, это красная. А почему она белая?Потому что

Слайд 33Подберите русские синонимы к иноязычным словам
Алфавит - …
Гигант - …
Аплодировать

- …
Коллекционировать -…
Аккуратный - …
Ароматный - …


Азбука
Великан
Рукоплескать
Собирать
Опрятный
Душистый


Подберите русские синонимы к иноязычным словамАлфавит - …Гигант - …Аплодировать - …Коллекционировать -…Аккуратный - …Ароматный - …АзбукаВеликанРукоплескатьСобиратьОпрятныйДушистый

Слайд 34синонимы
градация
красный
алый


багровый
багряный


лицо
мордашка
физиономия
рожица

синонимы градациякрасный       алый

Слайд 35 О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?
День

вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им, что

за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их: «Вы откуда,
Появились, молодцы?»
Отвечали мне слова:
«Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.

Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность.
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим липам вопреки,
Мы по смыслу далеки.

Я.Козловский

О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?День вступил в свои права,Постучались в дверь слова.Я

Слайд 36Омонимы - слова, совпадающие в звучании и написании, но различные

по значению.
Банка 1



Банка 2


Кран 1

Кран 2
Омонимы - слова, совпадающие в звучании и написании, но различные по значению.Банка 1

Слайд 37 Подберите значение омонимов

.
БАК сосуд для

жидкости.
носовая часть корабля.

БОКС мужская стрижка.
вид спорта.
отгороженная часть помещения.

БЛОК писатель.
грузоподъемное устройство.
объединение государств, партий, стран.

СРЕДА день недели.
окружающая среда.

ОМОНИМЫ

Подберите значение омонимов        .БАК

Слайд 38Антонимы
работать





бездельничать




весёлый
грустный

Антонимыработатьбездельничатьвесёлыйгрустный

Слайд 39Запишите антонимы к значениям многозначного слова «свежий»:
- …
СВЕЖИЙ ХЛЕБ
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА
АНТОНИМЫ

Запишите антонимы к значениям многозначного слова «свежий»: - …СВЕЖИЙ ХЛЕБСВЕЖАЯ ГАЗЕТААНТОНИМЫ

Слайд 40Запишите антонимы к значениям многозначного слова «свежий»:
СВЕЖАЯ РУБАШКА

СВЕЖИЙ ВЕТЕР
АНТОНИМЫ

Запишите антонимы к значениям многозначного слова «свежий»:  СВЕЖАЯ РУБАШКАСВЕЖИЙ ВЕТЕРАНТОНИМЫ

Слайд 41Закончите пословицу, подобрав антонимы:
Ученье свет, а неученье - …
Кто

хочет много знать, тому надо … спать.
Корень учения горек, да

плод его …
Полный колос к земле клонится - … к небу тянется.
… говори - больше делай.
…слава лежит, а худая бежит.

АНТОНИМЫ

Закончите пословицу,  подобрав  антонимы: Ученье свет, а неученье - …Кто хочет много знать, тому надо

Слайд 42У Р О К № 4
Контрольный урок по теме:
« Лексика»

У Р О К № 4Контрольный урок по теме:« Лексика»

Слайд 43Цель урока:


Повторить основные понятия темы «Лексика»; обобщить знания учащихся по теме;

показать богатство русского языка.
Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать любовь к родному языку, желание знать и изучать его.
Цель урока:         Повторить основные понятия темы «Лексика»; обобщить знания

Слайд 44І вариант
 
1. Укажите верное высказывание.

а) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по

лексическому значению, называются синонимами. б)Лексика – это словарный состав языка в) Слова, относящиеся к разным частям речи, называются антонимами
2. В каких словарях разъясняется лексическое значение слова?
а) В толковом словаре б) В орфографическом словаре
в) В орфоэпическом словаре
3. Укажите однозначные слова
а) крепкий б) джем в) манеж г) карандаш
4. Запишите 3 примера однозначных слов
5. Укажите словосочетания со словами в переносном значении:
а) серое утро б) тяжелый характер
в) мягкое кресло г) острое копьё
6. Запишите 3 примера словосочетаний со словами в переносном значении

І вариант  1. Укажите верное высказывание.     а) Слова, одинаковые по звучанию и написанию,

Слайд 45
7. Укажите слова, которые могут быть омонимами:

а) сувенир б)

сосна в) мир г) скосить
8. Запишите 3 примера слов, которые могут быть омонимами
9. Укажите пары антонимов:
а) польза – вред; б) грусть – тоска;
в) скупой – жадный; г) уважать - презирать
10. Запишите 3 примера антонимов
11. Укажите синонимы к слову смелость:
а) отвага; б) гордость;
в) настойчивость; г) храбрость
 12. Запишите синонимы к слову огромный
7. Укажите слова, которые могут быть омонимами:          а)

Слайд 46ІІ вариант
 
1. Укажите верное высказывание.
а) Слова, одинаковые по звучанию и

написанию, но разные по лексическому значению, называются паронимами б)Лексическое значение

слова разъясняется в орфографических словарях в) Слова, одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимами
2.Что такое лексическое значение слова?
а) Это то, что означает слово б) Это указание части речи и других
морфологических признаков в) Это многозначность слова
3. Укажите многозначные слова
а) звезда б) журнал в) море г) трюмо
4. Запишите 3 примера многозначных слов
5. Укажите словосочетания со словами в прямом значении:
а) деревянный дом б) ледяной взгляд
в) золотая серёжка г) бархатная трава
6. Запишите 3 примера словосочетаний со словами в прямом значении

ІІ вариант 1. Укажите верное высказывание.а) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются

Слайд 47
7. Укажите слова, которые могут быть омонимами:

а)

парта б) комната в) рысь г) брак
8. Запишите 3 примера слов, которые могут быть омонимами 
9. Укажите пары синонимов:
а) говорить - молчать; б) мрак - темнота;
в) возмущение - восхищение; г) ложь - вымысел
10. Запишите 3 примера антонимов
11. Укажите синонимы к слову думать:
а) доказывать; б) мыслить;
в) убеждать; г) размышлять 
12. Запишите синонимы к слову красивый

7. Укажите слова, которые могут быть омонимами:

Слайд 48Спасибо за
работу !

Спасибо за      работу !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика