Слайд 1Нежевлева Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы Муниципального казенного
образовательного учреждения «Горячеключевская средняя общеобразовательная школа Омского района Омской области»
Личностно - ориентированный подход
на этапе целеполагания –
одно из важнейших условий повышения уровня успешности обучающихся
Слайд 2К критериям оценки успешности обучения следует отнести:
Положительную динамику развития мотивов
учебной деятельности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества;
Положительное отношение к школе, сохранение
познавательного интереса;
Социальную адаптированность;
Позитивные отношения между учеником и учителем;
Позитивные отношения с одноклассниками;
Хорошее физическое и психическое здоровье;
Адекватно-позитивная самооценку – ребенок сам должен чувствовать себя успешным
Чувство благополучия в семье – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.
Слайд 3Номенклатура регулятивных УУД:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
Слайд 4«…обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учетом
его личных учебных целей»
(А. В. Хуторский, доктор педагогических наук)
Слайд 5Цель:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого,
опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании мы
чаще всего понимаем предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема.
Слайд 6Глоссарий
Цель – актуализация и повторения словаря,
связанного с темой текста.
Использование стратегии помогает запоминать,
употреблять лексические термины в определенном контексте
Мозговой штурм (блиц-опрос)
Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме.
Использование стратегии помогает обучающимся легко определить цель и задачи изучения данной темы.
Исключение (четвертое лишнее)
Цель – актуализация предшествующих знаний, определение неизвестного. Использование стратегии помогает обучающимся легко определить цель и задачи изучения данной темы.
Апробированные приемы
Слайд 7Я - исследователь
Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта,
имеющих отношение к теме.
Использование стратегии помогает обучающимся в процессе самостоятельного
прочтения текста определить, что уже известно и что необходимо изучить.
Научи меня
Цель – проверка понимания излагаемой информации, необходимой однокласснику.
Использование стратегии помогает обучающимся не только поставить перед собой цель, но и обратиться за конкретной интеллектуальной помощью к однокласснику.
Апробированные приемы
Слайд 8Тема-вопрос
Работа над понятием
Подводящий диалог
Ситуация Яркого пятна
Группировка по орфограммам и пунктограммам
Проблема
предыдущего урока
Домысливание (при сложном целеполагании) -
Предлагается тема урока
и слова "помощники« (можно при помощи учебника)
Повторим (каждый выбирает свою цель)
Изучим
Узнаем
Проверим
Апробированные приемы
Слайд 9Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним
из критериев педагогического мастерства.
Слайд 10Уровни смыслопоисковой деятельности
Нулевой (низкая познавательная деятельность, отсутствие познавательного мотива, потребности
в личностном росте; утверждаются в мысли, что важно не образование,
не его уровень, а признание друзей здесь и сейчас – их отличает постановка ближайших, конкретных целей)
Первый уровень (стремление достичь сугубо практический результат и отличиться в рамках изучаемой темы, демонстрируют стереотипность, негибкость решения проблем, подавленность творческих наклонностей,чаще перспективные цели - «поступить в вуз и иметь высокую зарплату» – целеполагание носит рефлексивный характер.
Слайд 11Уровни смыслопоисковой деятельности
Второй уровень (смысловое отношение к образованию и личностному
развитию определяется малой группой (родителями, сверстниками), цель – не быть
отстающим. Заинтересованы в мнении других людей, стремятся к целям микрогрупп, склонны к сотрудничеству; стремятся достичь высокого положения в обществе – интересуют перспективные, глобальные цели.
Третий уровень (стремление построить процесс познания, образования в соответствии с особенностями личности; ценят любую информацию с целью совершенствования себя и учебного процесса; стремятся ответить на неизвестные науке вопросы, внести вклад.
Слайд 12
Обучающие цели должны быть
программными и соотнесены с конкретным сроком ее достижения
Обучающиеся ставят цели (в том числе промежуточными) по учебному предмету
на данный урок, четверть или на целый учебный год.
перспективными, ставящимися ребенком, например, в течение года. Это заставляет выстраивать свою собственную программу обучения на довольно большой период времени.
диагностируемыми. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
конкретными, точными.
Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
реальными и достижимыми.
побудительные (побуждать к действию)
позитивными, дающими ученику уверенность в собственном успехе
Обучающие цели могут быть
творческими: "хочу научиться сочинить стихи".
описывающими желаемый результат.
Слайд 13
В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить
учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке,
но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний, опыта детей и уровня смыслопоисковой деятельности обучающихся.
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Слайд 14
Оценивается полученный результат, даже если цель – результат обучающегося немного
отличаются от цели – результата его одноклассников.
Навыки целеполагания постепенно расширяются:
вначале ученикам предлагается поставить цель на один урок или его часть, затем осознать её достижение и сделать выводы. Такое задание многократно повторяется. Индивидуальные цели учеников постепенно занимают всё больше места в системе его образования. Любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания ученика, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате дети обучаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется, совершенствуется навык грамотного целеполагания и приходит осознание его успешности. ( Например, подготовка к ЕГЭ)
Слайд 15
Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель
высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но
и позитивная самооценка и самоощущение самого ученика, связанных с его способностью к саморазвитию, со сформированностью мотивации к обучению и познанию.