Слайд 1Урок 109. Простые, сложные и составные числительные
Слайд 2Цели урока:
1.Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению простых,
сложных и составных числительных.
2.Развивать индивидуальные свойства каждого ученика
(способности, интересы, склонности).
3.Воспитывать гуманистические ценности на примере деятельности учёного – селекционера И.В.Мичурина.
Слайд 6
а) распределите слова, имеющие корень со значением числа , по
четырём колонкам : существительные, прилагательные, глаголы, числительные.
Семь, двойка, девять, утроить,
пятикратный, двузначный, тройка, пятак, раздваиваться, пятидневный, пятница, пятничный, девять,
удесятерить, шестнадцать. / работа выполняется на отдельных листах/.
Слайд 7в) словарная работа
экспедиция, индивид, индивидуальность, личность, исследование, селекционер
Составить с этими
словами словосочетания
Слайд 8Экспедиция - поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием
Индивид
- человек, как отдельная личность, а также вообще отдельный живой
организм.
Индивидуальность - особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.
Личность - человек как носитель каких – нибудь свойств
Исследование -научный труд
Слайд 9Работа с предложением
В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году И.В.Мичурину удаётся
приобрести в рассрочку небольшой участок (тринадцать гектаров) в семи
километрах от Козлова, у села Турмасово
Слайд 11Числительные с удвоенной согласной
Миллион – число, изображаемое в десятичной записи
единицей с шестью нулями.
Миллиард - /тысяча миллионов/ - число,
изображаемое в десятичной записи единицей с девятью нулями.
Слайд 12Расшифруйте правило правописания числительных.
А) 5 Ь – 20 Ь, 30
Ь
В) 50Ь0 – 90Ь0
Б) 5Ь0 – 8Ь0 Г) 1?5 – 1?9 - ? Ь
Слайд 13Реши примеры и догадайся что означают полученные цифры ?
1) 2005- 1635 =
3) 1935 – 1855 =
2) 2005 – 1855 = 4)1935 – 1635 =
Слайд 14Ответы
1) 370 лет со дня основания Козлова /Мичуринска/
2)
150 лет со дня рождения И. В.Мичурина.
3) 80 лет
прожил И.В. Мичурин.
4) 300 лет было Мичуринску, когда умер И.В.Мичурин.
Слайд 151.Основной питомник.
Мощённое булыжником шоссе, обрамлённое тополями и клёнами, отлого спускается
к реке. Медлительный Лесной Воронеж омывает «зелёный полуостров».
В конце 19
века здесь была пустошь. Сюда, на тощую почву с Турмасовского участка перенёс Мичурин гибриды с целью спартанского их воспитания.
«Мой питомник – это мастерская, где ведётся работа по выведению новых сортов, по созданию новых видов растений»,- говорил И.В.Мичурин.
Учёный – селекционер впервые доказал, что развитием растительных организмов человек может управлять, разработал вопрос о гибридизации. Им выведено 354 сорта плодово-ягодных культур.
Сначала территория питомника составляла 12 десятин, потом – 170 гектаров.
В 1900 году в питомнике был построен дом по собственноручным чертежам И.В.Мичурина.
Здесь Иван Владимирович жил и работал 35 лет.
Дом после его смерти стал мемориальным музеем. Ежегодно его посещают 16 тысяч человек, а за 40 лет в музее побывали 600 тысяч человек.
Слайд 16
2.Стиль работы И.В.Мичурина в «зелёной лаборатории природы».
Когда Мичурину исполнилось 45
лет, он установил для себя жёсткий режим дня.
В 5
часов уже на ногах. До 8 часов работает в питомнике.
В 8 часов утра – чай, а до 12 – Иван Владимирович снова в питомнике. Он никогда не расставался с записной книжкой, куда вносил все свои наблюдения и исследования.
В 12 часов – обед. После обеда Мичурин тратил 2 часа на чтение научной литературы.
С 3 до 5 часов дня Мичурин работал в питомнике.
В 5 часов вечера - чай, после которого Иван Владимирович работал над дневниками, принимал посетителей.
В 9 вечера - ужин. После ужина, когда в доме водворялась тишина, Мичурин работал до 12 часов ночи.
Слайд 17
3.Человек великого терпения.
Весной 1903 года взошло только 5 сеянцев
груш.
2 имели светло-жёлтые листочки с грубыми жилками на тонком черешке,
как у диких яблонь. 3 других отличались тёмно-зелёными листьями с тонкими частыми жилками .
Через 8 лет зацвели первые 2 деревца.
А через 2 года на 3 деревьях появились крупные и вкусные плоды.
Осенью 1914 года на 5 деревьях созрели плоды. Груш было 25 штук, но на следующий год – 150. С каждым годом деревья приносили плодов всё больше, а груши становились крупнее и вкуснее.
Слайд 184. Пионерская экспедиция на Алтай.
Иван Владимирович
призывал школьников устраивать экскурсии и походы в леса и поля
с целью поисков новых растений.
«Наши леса, горы, степи, болота представляют собой неисчерпаемое растительное богатство. Нужно окультивировать это богатство»,- говорил учёный – селекционер.
В 1934 году маленькая пионерская экспедиция на Алтай закончилась огромной победой.
Дети смогли в течение 2 месяцев найти 13 разновидностей лука, 20 разновидностей крыжовника, 27 – красной смородины, 20 – чёрной смородины, 9 разновидностей малины, 2 разновидности очень сладкой черёмухи.
Слайд 195. Всероссийский научно – исследовательский институт генетики и селекции плодовых
растений.
Основателем института является И.В.Мичурин, создавший в 1918 году Опытно-помологический питомник
– первое селекционно – генетическое учреждение, впоследствии преобразованное в Центральную генетическую лабораторию .
В 1992 году учреждение получило статус Всероссийского научно-исследовательского института генетики и селекции плодовых растений имени И.В.Мичурина и вошло в Российскую академию сельскохозяйственных наук.
В настоящее время институт имени И.В.Мичурина – крупный научно-теоретический и методический центр по разработке генетических основ и методов селекции плодовых растений в Центральном федеральном округе России.
Слайд 20
6.Мичуринский государственный аграрный университет.
Современники называли И.В.Мичурина не иначе, как
волшебник из Козлова. О его высоких человеческих качествах говорит тот
факт, как он отказался от заманчивого предложения правительства США.
Профессор Мейер, приехавший для ведения переговоров, даже пообещал дать пароход для перевозки мичуринского питомника и предлагал 8 тысяч долларов годового жалованья.
И.В.Мичурин ответил : «Как растение не может прижиться и расти на чужой земле, так и человек погибнет без своей родины».
В 1931 году завершились хлопоты И.В.Мичурина о создании в городе учебного заведения по подготовке агрономов – селекционеров.
Плодоовощной институт им. И.В.Мичурина, первоначально разместившийся в бывшем коммерческом училище, был единственным в стране специализированным институтом, получившим мировую известность за свои уникальные достижения в области плодоводства.
В 1999 году плодоовощной институт включён в структуру Мичуринского государственного аграрного университета.
В настоящее время 30 кафедр обеспечивают обучение студентов по 18 специальностям на 5 факультетах университета.
Слайд 21Итоговый контроль
/ Сигнальные «яблоки» . Красное – простое числительное,
жёлтое – составное, зелёное – сложное /
Семнадцать, сорок два,
сорок, девять, тридцать пять, пятьсот, восемь, одиннадцать, триста двадцать шесть, сто, семьдесят, пять.
Слайд 22 «Мои юные друзья! Высшее призвание человека состоит в том,
чтобы сделать мир интересным и осмысленным. Шестьдесят лет я работаю
над улучшением растений. Говорят, я много сделал. А я бы сказал, что не так уж много, по крайней мере, в сравнении с тем, что можно и надо еще сделать. И этим будете заниматься вы , мои юные друзья».- говорил И.В.Мичурин.