Слайд 1Местоимение как часть речи.
Общее значение местоимений и употребление их в
                                                            
                                    
речи.
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
											
                            Слайд 3№810
1.На зеркальном на катке
На единственном коньке
Он проехал разок,
И распался весь
                                                            
                                    каток.
2.Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос,
Пошумит, остепенится,
Пригласит чайку напиться.
3.Он
                                    в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернётся над лугами,
Отливает серебром.
4.С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт.
Он, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.
                     стеклорез
          самовар
Он
          самолёт
           водопад
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4№812
Вот томно греется на солнце огромный «удав», /распластавшись на ветке/.(пов.,
                                                            
                                    
нев.,пр.,распр.,осл. обос. обст.)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5№813
Малого-прил.,т.к.1.какого?
2.н.ф.-малый,кач.,полн.,м.р,ед,ч,Р.п.
3опр.
Силён-прил.,т.к. 1.каков?
2.н.ф.-сильный,кач,кр.ф.,м.р.,ед.ч.
3.сказ.
Серебряную
Велики
Быстрой
Удивительный
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 7№817.
Вопрос «кем(вопр.) быть» не волновал моих(прит.) учителей, моих(прит.) родителей и
                                                            
                                    
меня(личн.) самого(опр.). Всем(опр.), в том(указ.) числе и мне(личн.), казалось, что
                                    он сам(опр.) решится, он(личн.)- нечто(неопр.) далёкое и туманное, о котором(относ.) не надо заранее беспокоиться.
Теперь этот(указ.) вопрос застал меня(личн.) врасплох. Надо решать, нечего(отриц.) рассчитывать на чью-то(неопр.) поддержку, на выручку со стороны.
В каком(вопр.) деле я(личн.) принесу больше пользы, что(вопр.) я(личн.) люблю, чему(вопр.) отдать свои(прит.) силы? С пристрастием допрашивая себя(возвр.), я(личн.) сделал открытие. О каждом(опр.) из своих(прит.) знакомых я(личн.) мог сказать что-то(неопр.) определённое. Наш(прит.) сосед Сергей Артамонович добр от природы, простосердечен, имеет такие-то(указ) привычки, а Яков Перляков, мой(прит.) одногодок, отличается тем-то(указ.). Хорошо ли, плохо, я(личн.) всех(опр.) мог оценить. Всех(опр.), кроме себя(возвр.). Оказывается, самый(опр.) непонятный для меня(личн.) человек- я(личн.) сам(опр.). Кто(вопр.) таков(указ.)? Что(вопр.) из себя(возвр.) представляю?
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
											
                            Слайд 9№819
1.Навстречу ему идёт вдохновенный кудесник.
2. Здесь тучи смиренно идут подо
                                                            
                                    
мной; сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; под ними утёсов немые
                                    громады.
3. «Нельзя, нельзя»,-закричала вслед ему служанка.
4.Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
5.Голодная кума-Лиса залезла в сад: в нём винограда кисти рделись.
6.Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Морфологический разбор.
Ему- мест., т.к.
1.Кому?
2.н.ф-он,личн.,3л.,ед.ч.,Д.п.
3.дополн.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11№821
Местоимения в данных предложениях выступают в роли существительного.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12№822
1….Сразу после разговора мальчик начал собирать рюкзак.
2.Красивый кофейный сервиз поставили
                                                            
                                    
в сервант.
3.Студенты пригласили на встречу рок-музыкантов и остались довольны состоявшимся
                                    вечером.
4….Мальчик с изумлением смотрел на него: как он оказался здесь.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13№823
Эти слова- контекстуальные синонимы.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14№824
Этому(указ.) дому, наверно, двести лет. Он (личн.)совсем ветхий и неловко
                                                            
                                    
чувствует себя (возвр.)среди прекрасных домов нового времени. 
Трудно понять, каким(относ.)чудом
                                    он(личн.) сохранился. Его(прит.) грудь не украшают мемориальные доски, его(прит.) стены не подкрепляет авторитет великих людей, которые(относ.) жили в нём(личн.) или хотя бы останавливались проездом.
Но всё-таки он(личн.) не зря простоял столько лет, всё-таки и в нём(личн.) жили люди. Может, они(личн.) тоже были великими, только никто(отр.) этого(указ.) не заметил.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Возвратное местоимение.
Возвратное местоимение себя указывает на отношение к действующему лицу
                                                            
                                    
(т.е. на производителя действия). Морфологически характеризуется тем, что не имеет
                                    форм рода и числа. Склоняется оно по типу местоимения ты, однако не имеет формы именительного падежа, что обусловлено его синтаксической ролью: в предложении это местоимение всегда выступает в роли дополнения, поэтому может употребляться лишь в косвенных падежах.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16№826
1.Я забывал о себе(П.), когда дело шло о пользе отечества.
2.Возьми
                                                            
                                    
себе(Д.) в образец героя, наблюдай его, иди за ним.
3.Других не
                                    суди, на себя(В.) погляди.
4.Руби дерево по себе(Д.)
5.Сама себя(В.) раба бьёт, коль нечисто жнёт.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17№827
1.Я купил себе новые книги об авиации.
2.Ты не забыл взять
                                                            
                                    
для себя в библиотеке былину об Илье Муромце?
3.Мы решили сделать
                                    гимнастический уголок на школьном стадионе и очень гордились собой.
Я-мест.1)кто?2)в н.ф.,личн.,1л.,ед.ч.,И.п. 3)подл.
Себе-мест.1)кому?2)возвр.,Д.п.3)доп.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18№828
Прийти в себя= успокоиться
Уйти в себя= замкнуться
Быть вне себя= быть
                                                            
                                    
в гневе
Быть себе на уме= с хитринкой
Ему не по себе=
                                    плохо
Не чувствовать под собой=Очень устать, утомиться (от долгой ходьбы, бега и т. д.) Быть в приподнятом настроении, в восторженном состоянии, сильно радоваться
Владеть собой=сохранять спокойствие, самообладание.
Взять на себя ответственность= обязываться   выполнить,   осуществить что-либо самому.