Слайд 1Встреча друзей
Урок развития речи в 9 классе. Подготовка к изложению.
Лебедева
Евгения Игоревна
учитель русского языка и литературы
МКОУ Новлянской основной общеобразовательной
школы Заволжского района Ивановской области
Слайд 2Цель:
1. Совершенствование умения извлекать информацию при чтении и аудировании
текста, определять тему, основную мысль исходного текста, его принадлежность к
определенному стилю и типу речи.
2. Формирование умения работать со справочной литературой( словарями, справочниками и т.п.)
3. Контроль сформированности лингвистических умений.
4.Расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
5. Расширение представления учеников о личности А.С.Пушкина.
Слайд 3Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог на твой
образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь,
возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу…
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
А.Плещеев
Слайд 5Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой
двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
И.И.Пущину
Молю святое провиденье:
Да голос мой
душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Слайд 6Внимательно прочитайте текст «Записки о Пушкине»
(по И.И.Пущину), ответьте на
вопросы и выполните задания.
- Понравился вам текст?
- Что нового узнали
вы о Пушкине из текста?
Какое значение имела эта встреча для А.С.Пушкина?
Определите тип текста, его стиль.
Слайд 7Из предлагаемых названий выберите наиболее соответствующее теме и идее текста:
1.
Встреча.
2. Пушкин и Пущин.
3. Пушкин в изгнании.
4. Встреча друзей.
5. «Мой
первый друг, мой друг бесценный…»
6. ______________________ (ваш вариант)
Слайд 8Найдите высказывание, не соответствующее содержанию текста
1.Для Пушкина приезд друга был
радостной неожиданностью.
2. Женщина, прибежавшая на шум, была няней поэта.
3. В
небольшой комнате Пушкина царил поэтический беспорядок.
4. Пущин нашёл своего друга сильно изменившимся.
5. Пушкина волновал вопрос о том, что говорят о нём в Москве и Петербурге.
6. Жизнь в изгнании по-прежнему была тягостна для поэта и совершенно не способствовала его творческим занятиям.
Слайд 9Найдите в тексте и выпишите синонимичные словосочетания
1 абзац: неожиданно въехали
в ворота __________
2 абзац: обнимаю его __________________________
3 абзац: показались слёзы
_____________________
3 абзац: крепко обнял _________________________
6 абзац: очень рад _____________________________
Слайд 10Объясните лексические значения слов (можно воспользоваться Толковым словарём).
Муза _____________________________________
Заиндевевший _____________________________
Тягостный
________________________________
Бакенбарды _______________________________
Публика __________________________________
Слайд 11Объясните употребление знаков препинания в следующих предложениях:
1. Кони несут среди
сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, всё лес, и
снег им по брюхо – править не нужно.
2. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками.
3. Пушкин показался мне несколько серьёзнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же весёлость.
Слайд 12Прослушайте текст
Напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное
содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 131.Т.Н.Мамона. Рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9
класс / «Экзамен», М., 2008
2.Сборник текстов для проведения письменного экзамена
по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / «Дрофа»
3.Венок Пушкину. Составитель С.А.Небольсин / «Советская Россия»
3.Иллюстративный материал http://www.mihaylovskoe.ru/
Используемые источники