Слайд 1Тринадцатое апреля
Понятие о наречии
Урок подготовила Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского
языка и литературы школы №3, г. Осинники
Слайд 2Цели урока:
Сформировать представление о наречии как самостоятельной части речи;
Формировать умение
«видеть» наречия в тексте;
Сопоставить наречие с другими частями речи и
выявить его особенности;
Совершенствовать общеучебные умения: умение работать с научной статьей, пользоваться справочной литературой.
Слайд 3 Наречие – старое слово. Оно уже было в
словаре древнерусского языка Срезневского, где отмечено его значение как части
речи.
Слайд 4Если попытаться глубже проникнуть в состав этого слова, то придется
выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском языке имело
гораздо больше значений, чем в современном русском языке (слово, язык, наречие, решение, вопрос, дело, обвинение, спор, способ, предмет, вещь, глагол и др.)
Слайд 5Итак, речью назывался и глагол. Это значение и заключено в
корне – реч-, входящем в слово наречие. Нопричём же здесь
глагол?
Слайд 6Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что наречия
поясняют глаголы. Древние римляне называли эту часть речи adverbium. Слово
verbum значит глагол, а приставка ad – при, т.е. буквальный перевод слова adverbium – «приглаголие».
Слайд 7И термин наречие, если его поревести на современный лад, будет
соответствовать слову «наглаголие». Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели
в том, что оно должно «накладываться» на глагол. Так оно и происходит.
Слайд 8Имя существительное определяется прилагательным, которое сообщает ему четкость, выразительность, экспрессивность.
Функцию прилагательного при глаголе выполняет наречие, которое живописует глагол.
Слайд 9Например:
Красивое письмо – красиво пишет;
Громкое чтение – громко читает;
Быстрая ходьба
– быстро ходит.
Наречие может пояснять и прилагательное, обозначая при этом
степень качества: хороший голос, чрезвычайно интересная книга, весьма сдержанный человек
Слайд 10Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный
клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи:
«Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Слайд 11Вспомнится наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово
ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь
ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою - сразу вся Россия!
(Эля Куклина.)
Слайд 12Какие слова привлекли внимание этой поэтессы?
Высоко, темно, светло, ароматно, красиво
На
какой особенности этих слов акцентируется внимание в стихотворении?
Как образованы данные
наречия?
От прилагательных с помощью суффикса –о
Слайд 13Вывод
Приведите еще наречия. Которые образованы от прилагательных.
Скоро, медленно, далеко, точно,
мало, широко, долго, просто, трудно.
Таких слов очень много. Поскольку в
языке много прилагательных, а от любого качественного прилагательного можно образовать наречие на –о,(-е).
Слайд 14Работа с учебником
Упражнение 475, 476
Слайд 15Составьте словосочетания.
Быстро, красиво, успешно, горячее, (в)догонку, (не)спеша, мельком,
задолго, (не)подалеку, (не)вероятно, чересчур, умопомрачительно.
Слайд 16Итог урока
Что узнали нового на уроке?
Что понравилось больше всего?
Возникли ли
трудности в изучении темы?
Что осталось непонятным?
Слайд 17Домашнее задание
§116, упражнение 484