Слайд 1Методические рекомендации для учителей, работающих в 9 классе основной школы
Цель: представить опыт использования алгоритма как средства изучения курса русского
языка основной школы.
Слайд 2Основные проблемы в обучении русскому языку:
Многие учащиеся, заканчивая 9 класс,
1.
не имеют устойчивой грамотности.
2.Не владеют навыками работы с информацией
3.Не
умеют применять изученные правила
4.Не умеют свободно пользоваться полученными знаниями
5.Как следствие, отсутствие интереса к русскому языку.
Слайд 3План выражения
План содержания
+
Понимание связи = говорение
Слайд 4Алгоритм – система решения задач, в основном математических, предписывающая строгую
точную последовательность операций, приводящую к одинаковому или определённому результату.
Свойствами алгоритма
являются:
Дискретность (прерывность, раздельность) - алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего.
Определенность - каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче.
Результативность (конечность) - алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.
Массовость- алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть, он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из области, которая называется областью применения алгоритма
Слайд 5Алгоритмы подразделяются на следующие виды:
Механические алгоритмы, или иначе детерминированные, жесткие
(например алгоритм работы машины, двигателя и т.п.). Механический алгоритм задает
определенные действия, обозначая их в единственной и достоверной последовательности, обеспечивая тем самым однозначный требуемый или искомый результат, если выполняются те условия процесса, задачи, для которых разработан алгоритм.
Гибкие алгоритмы, например стохастические, т.е. вероятностные и эвристические.
Вероятностный (стохастический) алгоритм дает программу решения задачи несколькими путями или способами, приводящими к вероятному достижению результата.
Эвристический алгоритм (от греческого слова “эврика”) – это такой алгоритм, в котором достижение конечного результата программы действий однозначно не предопределено, так же как не обозначена вся последовательность действий, не выявлены все действия исполнителя. К эвристическим алгоритмам относят инструкции и предписания. В этих алгоритмах используются универсальные логические процедуры и способы принятия решений, основанные на аналогиях, ассоциях и прошлом опыте решения схожих задач.
Линейный алгоритм – набор команд (указаний), выполняемых последовательно друг за другом.
Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого обеспечивается переход на один из двух возможных шагов.
Циклический алгоритм – алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия над новыми исходными данными. К циклическим алгоритмам сводится большинство методов вычислений, перебора вариантов.
Слайд 6Область применения алгоритмов для изучения курса русского языка основной школы
(9 класс)
Изучение нового материала, организация повторения курса русского языка в
9 классе, подготовка к основному государственному экзамену.
Слайд 7Как применять алгоритм для обучения русскому языку?
Слайд 8Основные предметные компетенции учащихся 9 класса
Умение находить грамматическую основу предложения
Умение
определять морфемы и оттенки значений, вносимые значимыми частями слова
Умение определять
части речи и понимать, что части речи могут переходить из одной части речи в другую
Понимание того, что слово несёт лексическое и грамматическое значения
Понимание языка как системы
Слайд 91.Умение находить грамматическую основу предложения.
4.Понимание того, что слово несёт лексическое
и грамматическое значения
Упражнения выполняются с помощью алгоритма нахождения грамматической основы
предложения и алгоритма нахождения противопоставления в предложениях.
1.Синтаксический разбор предложения
2.Составление схем предложения
3. «Лесенка»
4. Устный счёт (определение количества ГО в предложении)
5.Письменный выбор ГО и т.д.
Слайд 10«Лесенка».
Мне рисовались картины родного села.
Рисовались кому? мне
Что?
картины
Чего?
села
Какого?
Родного
1.предложения даются индивидуально, от степени подготовленности учащихся на каждом уроке.
2.Может быть предложено выполнения в разных вариантах (только вопросы, только стрелки и т.д.)
3.Позволяет учащимся находить главное и зависимое слова, не только главные, но и второстепенные члены предложения.
Слайд 11Умение определять морфемы и оттенки значений, вносимые значимыми частями слова
Слово
=синоним
Фразеологизм=синоним
Слово = антоним
Словосочетание = синонимичное словосочетание
Предложение = ЛЗ предложения
Предложение =
противопоставление
2.Упражнения выполняются на уроках с использованием алгоритма. Занимает минимальное количество времени и развивает умственные и творческие способности учащихся.
3.Алгоритм нахождения противопоставления в предложении применяется в решении заданий открытого банка заданий основного государственного экзамена
Слайд 12Созданные алгоритмы, используемые как для изучения, так и для повторения
курса русского языка
Слайд 13Перечень созданных алгоритмов
1.Правописание НЕ с различными частями речи
2.Правописание Н/НН в
суффиксах имён прилагательных и причастий
3.Нахождение грамматической основы предложения
4.Алгоритм нахождения вида
подчинительной связи в СПП
5.Алгоритм образования причастий
6.Расстановка знаков препинания в СП
7.Алгоритм определения вида предложения
8.Преобразование словосочетаний с одним видом подчинительной связи в словосочетание в другим видом подчинительной связи
9. Алгоритм определения ГО предложения
10.Алгоритм чтения задания, связанного с написанием приставок
11.Алгоритм нахождения противопоставления в предложении.