Разделы презентаций


Методика обучения изложениям разных видов

Еще в дореволюционной школе изложение было одним из самых распространенных видов работы. называлось оно переложением. Для переложения предлагались тексты как духовного. ,так и светского содержания, а среди них – лирические стихотворения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Презентация по теме « Методика обучения изложениям разных видов» УЧИТЕЛЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ № 40 ГОРОДА Твери

Королева Ирина Ивановна
Презентация по теме  « Методика обучения изложениям разных видов»  УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ

Слайд 2Еще в дореволюционной школе изложение было одним из самых распространенных

видов работы. называлось оно переложением. Для переложения предлагались тексты как

духовного. ,так и светского содержания, а среди них – лирические стихотворения. К концу ХIХ века такая работа, основанная на механическом воспроизведении текста, становилась все менее популярной.
В тридцатые годы ХХ века отношение к изложению переменилось. Благодаря работам М.А. Рыбниковой и В.А. Добромыслова появилась реальная оценка изложений.
В 1965 году появилолсь исследование Т.А. Ладыженской и М.Т. Баранова, посвященное проведению изложений.
В 90-е годы появилась работа И.Д. Морозовой «Виды изложений и методика их проведения».

История изложения

Еще в дореволюционной школе изложение было одним из самых распространенных видов работы. называлось оно переложением. Для переложения

Слайд 3Еще не до конца разработана классификация видов изложения и терминология

для их обозначения. Тем не менее можно выделить следующие виды

изложений:
*по способу передачи исходного текста: устные и письменные;
*в зависимости от полноты передачи содержания исходного текста и языковых средств: полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые;
*по цели проведения: обучающие, контрольные;
*по стилю речи: художественные, научные, публицистические;
*по типу речи: повествования, описания, рассуждения;
*изложения с дополнительным заданием: осложненные, творческие, с элементами сочинения, с перестановкой материала, с изменением лица рассказчика.

Виды изложений

Еще не до конца разработана классификация видов изложения и терминология для их обозначения. Тем не менее можно

Слайд 4помочь учащимся ответить на многочисленные вопросы, возникающие при написании изложения:

запоминать текст или анализировать его? Что нужно анализировать, чтобы понять

текст и передать его своеобразие? На что обращать внимание при первом и втором прочтении текста? Чем обеспечивается сохранение при изложении текста особенностей авторского видения проблемы?

Цель статьи -

помочь учащимся ответить на многочисленные вопросы, возникающие при написании изложения: запоминать текст или анализировать его? Что нужно

Слайд 5заключается в следующем: помочь правильно организовать действия учащихся во время

изложения; рассказать учащимся о требованиях, которые предъявляет учитель к изложению;

напомнить некоторые необходимые сведения и дать в руки материал для самостоятельной подготовки.

Главная задача учителя

заключается в следующем: помочь правильно организовать действия учащихся во время изложения; рассказать учащимся о требованиях, которые предъявляет

Слайд 6пересказать содержание текста, прочитанного учителем, не только полно и правильно,

но и передав при этом своеобразие авторского стиля, замысла, настроения

автора.

Основное требование к изложению -

пересказать содержание текста, прочитанного учителем, не только полно и правильно, но и передав при этом своеобразие авторского

Слайд 7не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово,

а его воспроизведения. Причем ученик должен:
1.Точно и полно передать содержание

текста, последовательность фактов и микротем.
2.Отразить особенности авторского понимания поставленной проблемы /главной мысли текста/.
3.Воссоздать особенности языка и стиля текста и использовать все богатство речи автора.
4.Соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых, типологических особенностей текста.
Чтобы выполнить эти требования, прежде всего нужно понять автора – идею и смысл произведения, языковые особенности текста.
Понимание текста – главное условие успешного его воспроизведения. В нем, как в зеркале, будет отражено умственное развитие учащихся, умение логически мыслить, владение языковой культурой и грамотностью.
Именно поэтому изложение выбрано в настоящее время в качестве проверки языковой грамотности учащихся на экзамене в 9 классе. А из этого следует, что при написании изложения главное не запоминание /хотя, конечно, это очень важно/, а умение анализировать текст.

Изложение требует

не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово, а его воспроизведения. Причем ученик должен:1.Точно и

Слайд 81.Первичное прослушивание текста, читаемого учителем, и первичное ознакомление с дополнительным

творческим заданием.
2.Самостоятельное обдумывание содержания и особенностей прослушанного текста и дополнительного

задания ( определить тему , главную мысль текста, композицию текста, стиль речи, тип речи).
3.Вторичное прослушивание текста изложения.
4.Написание чернового варианта текста и дополнительного задания в полном или сокращенном виде.
5. Редактирование черновика изложения и дополнительного задания.
6.Написание чистового варианта изложения и дополнительного задания.
7.Самопроверка чистового варианта работы с использованием словарей.

Этапы работы при написании изложения

1.Первичное прослушивание текста, читаемого учителем, и первичное ознакомление с дополнительным творческим заданием.2.Самостоятельное обдумывание содержания и особенностей прослушанного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика