Слайд 1Микротема. Микротекст.
Абзац.
Слайд 2«Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угадывать ее смысла;
когда в ней предмет развивается легко и последовательно; когда она
течет, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно». И.И.Давыдов
- О каких качествах речи говорит автор?
- Раскройте смысл сравнения.
Слайд 3Повторение
Чтобы наша речь текла легко и последовательно, чтобы окружающие могли
любоваться ею, нужно постичь тайны языка, тайны текста, законы по
которым он строится. Сегодня мы продолжим работу по текстоведению.
-Дайте определение текста, темы, идеи, композиции.
Слайд 4Словарная работа
Макро.. (гр.) Первая составная часть сложных слов, обозначающая:
1) большой,
крупный, больших размеров;
2) связанный с изучением больших предметов, величин.
Микро...
(гр.) Первая составная часть сложных слов, обозначающая:
1) наименование единиц физических величин;
2) малый размер чего-л.
- Вспомните и назовите слова, в которых встречаются данные части слов, дайте их определение.
Слайд 5Микротема. Микротекст.
Попробуйте дать определение терминам микротема, микротекст.
• Тема текста –
это то, что описывается в тексте, о чем развертывается рассуждение,
ведется диалог и т. д.
Микротема – наименьшая часть общей темы.
Микротекст – часть текста, в которой раскрывается микротема.
Слайд 6Абзац.
Вспомните, что такое абзац, какова его роль в тексте.
Вокруг микротемы
группируются предложения, составляющие часть текста - абзац.
Абзац -
1) отступ
в начале строки, красная строка;
2) часть текста между двумя такими отступами.
Строение абзаца:
абзацный зачин
комментирующая часть
Слайд 7Требования к выделению абзаца.
Абзацные зачины должны быть
логически однородными
взаимно
связанными
в совокупности своей составлять единое целое
! Абзацным зачином не
может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию с ним не связанное.
Слайд 8Работа с текстом:
ВОСПИТАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ
Развернувшиеся сейчас в
нашей стране дискуссии о том, как усовершенствовать систему народного образования,
побуждают меня рассказать о некоторых, на мой взгляд, поучительных особенностях японской школы.
Прежде всего, хочется отметить, что детей приучают жестко планировать свое время не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане. Помимо заданий к следующему уроку, ученик должен помнить о письменных рефератах и устных докладах, которые он обязан подготовить по данному предмету за месяц, за четверть или за полугодие.
Во-вторых, хочется отметить, что японская школа воспитывает у детей такое ценное качество, как обязательность. И немалую роль здесь играет система «оценок по контракту». Например, после изучения Европы преподаватель географии поручает учащимся за четыре-восемь недель подготовить письменный реферат и устное сообщение по одному из европейских государств.
Причем, прежде всего, учащиеся должны решить, на какую оценку подписывать контракт? Если на «тройку» - методическая разработка будет состоять из семи вопросов, если на «четверку» - из 12, если на «пятерку» - из 19. Для подготовки более объемного реферата отводится больше времени, зато требуется использовать больше источников.
Стало быть, каждый школьник должен сделать нелегкий выбор: либо выполнить меньший объем работы и быстрее от нее отделаться, либо сознательно взять на себя дополнительное бремя труда и ответственности, чтобы получить более высокую оценку.
Вот лишь некоторые примеры того, как школа формирует у японцев такие качества, как организованность и обязательность, дисциплина воли и верность слову. И все это, насколько можно судить, положительно сказывается в их трудовой деятельности.
- Определите тему текста.
- Сколько микротем в тексте?
- Проведите смысловой анализ абзаца: выявите смысловые опоры и ключевые слова, выявите основную и второстепенную информацию, назовите информационный центр.
- Сформулируйте микротему каждого абзаца.
Слайд 9Самостоятельная работа
Разделите текст на абзацы, используя условное обозначение Z.
О русском
языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших
языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «... нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.С.Лихачев).
Слайд 10Проверка
О русском языке как
языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира,
язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «... нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа.
Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.С.Лихачев).
Слайд 11Работа с текстом.
- Определите тему текста, идею, позицию автора.
- Проведите
смысловой анализ абзаца: выявите смысловые опоры и ключевые слова, выявите
основную и второстепенную информацию, назовите информационный центр.