Слайд 1Моделирование как вид
деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
(из
опыта работы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им.
А.С. Пушкина
Презентацию подготовила Ноздрова М.Б.,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория
Трубчевск
2017
Слайд 2Моделирование - это метод познания, при котором изучается не интересующий
нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в определенном объективном
соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в некоторых отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте.
Слайд 3Модели́рование - метод обучения, при котором происходит исследование объектов на
их моделях - аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности;
построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений.
Слайд 4Схема структуры метода обучения (моделирования).
Слайд 5Моделирование в обучении
-- служит содержанием, которое должно быть
усвоено учащимися в результате обучения, методом познания, которым они должны
овладеть
-- моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.
Слайд 6Способы моделирования:
-- логическое упорядочение учебного материала и представление его
в легко обозримой, наглядной форме;
-- представление учебного
материала с помощью мимических средств, в расчёте на образные ассоциации.
Слайд 7Основные черты моделирования:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса
и самостоятельной умственной активности учащихся;
экономное и целесообразное расходование времени
урока;
формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
формирование и развитие личностных качеств учащихся, в частности самоуправляющих механизмов личности;
высокий уровень межличностных отношений учителя и учащихся;
объём и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Слайд 8Процесс моделирования:
1) предварительный анализ (например, проведение семантического анализа текста,
перефразирование и т.д.);
2) перевод реальности или текста, описывающего реальность, на
знаково-символический язык – построение модели;
3) работа с моделью (преобразование модели);
4) терминологический анализ (анализ общей и специальной научной терминологии);
5) соотношение результатов, полученных на модели, с реальностью (с искомым объектом).
Слайд 9Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности
изучаемого объекта, явления или процесса.
Модели
предметные
знаковые
(материальные) (информационные)
Слайд 10Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в
материальной форме.
Слайд 11Информационная модель объекта – это его описание.
Составление информационных моделей
развивает у школьников
- логическое мышление,
- умение выделять главное,
- сопоставлять данные,
- анализировать,
- делать выводы.
Слайд 12Информационные модели
Текстовые (описание объекта на естественном
языке)
Математические (количественные характеристики)
Табличные (таблицы «объект – свойство», «объект – объект»)
Графические (карты, схемы, чертежи, кластеры, графы)
Слайд 13Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. —
пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ
создания денотатного графа:
• Выделение ключевого слова или словосочетания
• Чередование имени и глагола в графе (глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)
• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак
Слайд 14Денотатный граф по теме «Наречие»
Н --- отвечает на
вопросы где? куда? откуда? как?
А --- обозначает признак действия, признака,
предм
Р --- делится на смысловые группы
Е --- не изменяется
Ч --- может иметь степени сравнения
И --- выполняет в предложении роль обстоятельства
Е --- помогает «живописать» словом
Слайд 15Денотатный граф по теме «Имя числительное»
Слайд 16Денотатный граф по теме «Образ Хлестакова»
Слайд 17Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная
единица, обладающая определёнными свойствами.
Кла́стер - выделение смысловых единиц текста и
графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Кластер – графический систематизатор, схема.
Слайд 20«Серебряный век» русской литературы
Слайд 21 "Основные направления жизни и творчества А.С. Пушкина"
Слайд 22Проблематика творчества В.Распутина
Слайд 23Образ главного героя в романе В.Белова «Привычное дело»
Слайд 24Использование метода моделирования на уроке помогает
объяснить новый материал,
отработать умения
и навыки,
проверить знания по отдельным частям урока, теме,
подготовить
к экзамену,
отслеживать результаты,
обучать самостоятельной работе с учебным материалом,
выявлять слабые места в понимании материала,
стимулировать к более глубокому изучению материала.
Слайд 25Преимущества моделирования как метода обучения:
моделирование позволяет превращать деятельность учащихся в
исследовательскую;
дидактическую сущность моделирования можно определить как способ организации поисковой,
творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем;
при этом методе проблема решается самими учащимися (а учитель выступает как организатор поисковой деятельности);
доступность моделирования, обусловленная наглядно-практической основой выполнения моделирующих действий, сочетается с достаточно высоким теоретическим уровнем исследования факторов, связей и отношений;
моделирование является универсальным дидактическим методом, применение которого способствует более глубокому освоению программного материала, выработке общих принципов познавательной стратегии учеников;
процесс моделирования связан с развитием у школьников самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
Слайд 26« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью»
Л.Н.Толстой
«Не мыслям надобно учить, а мыслить»
Иммануил Кант