Слайд 1Моделирование как вид
деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
(из
                                                            
                                    опыта работы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им.
                                    А.С. Пушкина
Презентацию подготовила Ноздрова М.Б., 
учитель русского языка и литературы,
 высшая категория
Трубчевск
 2017
                                
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Моделирование - это метод познания, при котором изучается не интересующий
                                                            
                                    
нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в определенном объективном
                                    соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в некоторых отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте.  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Модели́рование - метод обучения, при котором происходит исследование объектов на
                                                            
                                    
их моделях - аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности;
                                    построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Схема структуры метода обучения (моделирования). 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Моделирование в обучении 
 -- служит содержанием, которое должно быть
                                                            
                                    
усвоено учащимися в результате обучения, методом познания, которым они должны
                                    овладеть
 -- моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Способы моделирования:
 -- логическое упорядочение учебного материала и представление его
                                                            
                                    
в легко обозримой, наглядной форме;  
 -- представление учебного
                                    материала с помощью мимических средств, в расчёте на образные ассоциации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Основные черты моделирования:
 создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса
                                                            
                                    
и самостоятельной умственной активности учащихся;
 экономное и целесообразное расходование времени
                                    урока;
 формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
формирование и развитие личностных качеств учащихся, в частности самоуправляющих механизмов личности;
 высокий уровень межличностных отношений учителя и учащихся;
объём и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Процесс моделирования:
 1) предварительный анализ (например, проведение семантического анализа текста,
                                                            
                                    
перефразирование и т.д.);
2) перевод реальности или текста, описывающего реальность, на
                                    знаково-символический язык – построение модели;
3) работа с моделью (преобразование модели);
4) терминологический анализ (анализ общей и специальной научной терминологии);
5) соотношение результатов, полученных на модели, с реальностью (с искомым объектом).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности
                                                            
                                    
изучаемого объекта, явления или процесса.
Модели
    предметные 
                                             знаковые
    (материальные)      (информационные)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в
                                                            
                                    
материальной форме. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Информационная модель объекта – это его описание. 
Составление информационных моделей
                                                            
                                    
развивает у школьников
 - логическое мышление,
 - умение выделять главное,
                                    
 - сопоставлять данные,
 - анализировать, 
 - делать выводы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Информационные модели
    Текстовые (описание объекта на естественном
                                                            
                                    
языке)
   
   Математические (количественные характеристики)
 
                                      
    Табличные (таблицы «объект – свойство», «объект – объект»)
       Графические (карты, схемы, чертежи, кластеры, графы)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. —
                                                            
                                    
пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ
                                    создания денотатного графа:
• Выделение ключевого слова или словосочетания
• Чередование имени и глагола в графе (глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)
• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Денотатный граф по теме «Наречие»
Н   ---  отвечает  на
                                                            
                                    
вопросы где? куда? откуда? как?
А   ---  обозначает признак действия, признака,
                                    предм
 Р   ---  делится    на смысловые группы 
Е   ---  не изменяется 
Ч   ---  может иметь   степени сравнения 
И   ---   выполняет в предложении роль обстоятельства
Е   ---   помогает  «живописать» словом
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Денотатный граф по теме «Имя числительное»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Денотатный граф по теме «Образ Хлестакова» 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная
                                                            
                                    
единица, обладающая определёнными свойствами.
Кла́стер - выделение смысловых единиц текста и
                                    графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Кластер – графический систематизатор, схема.
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 20«Серебряный век» русской литературы
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21 "Основные направления жизни и творчества А.С. Пушкина"
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Проблематика творчества В.Распутина
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Образ главного героя в романе В.Белова «Привычное дело»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Использование метода моделирования на уроке помогает
объяснить новый материал, 
отработать умения
                                                            
                                    
и навыки, 
проверить знания по отдельным частям урока, теме, 
подготовить
                                    к экзамену, 
отслеживать результаты, 
обучать самостоятельной работе с учебным материалом, 
выявлять слабые места в понимании материала, 
стимулировать к более глубокому изучению материала.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Преимущества моделирования как метода обучения:
моделирование позволяет превращать деятельность учащихся в
                                                            
                                    
исследовательскую; 
дидактическую сущность моделирования можно определить как способ организации поисковой,
                                    творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем; 
при этом методе проблема решается самими учащимися (а учитель выступает как организатор поисковой деятельности);
доступность моделирования, обусловленная наглядно-практической основой выполнения моделирующих действий, сочетается с достаточно высоким теоретическим уровнем исследования факторов, связей и отношений; 
 моделирование является универсальным дидактическим методом, применение которого способствует более глубокому освоению программного материала, выработке общих принципов познавательной стратегии учеников;
процесс моделирования связан с развитием у школьников самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей
                                                            
                                    
мысли, а не памятью»
Л.Н.Толстой
 
«Не мыслям надобно учить, а мыслить»
                                                              Иммануил Кант