Слайд 1
Седьмое декабря.
Классная работа.
Слайд 2Фронтальный опрос
С какой группой существительных мы познакомились на предыдущем уроке?
Разносклоняемые существительные – те, которые …
В чем особенность их склонения?
Слайд 3Разносклоняемые имена существительные
Слайд 4Толкование слов
БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто
тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под
бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)
ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)
ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.
СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
Слайд 5Цель
ЗНАТЬ:
разносклоняемые существительные
суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ
УМЕТЬ:
склонять
существительные на -МЯ
обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных
Слайд 6Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть
пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для
сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на стремя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Прочитайте стихотворение.
Найдите разносклоняемые существительные.
Слайд 7Синтаксическая пятиминутка
1 вариант
Задание:
вставить, где требуется, пропущенные буквы; объяснить выбор орфограммы
У леса
на опуш(?)ке
Жила Зима в избуш(?)ке.
Она снеж(?)ки солила
В березовой кадуш(?)ке
(С.Островой)
2 вариант
Задание: вставить, где требуется, пропущенные буквы; объяснить выбор орфограммы
Давайте же мыт(?)ся, плескат(?)ся,
Купат(?)ся, нырять, кувыркат(?)ся,
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
(К.Чуковский)
Слайд 8Словарный диктант
Записать словосочетания; вставить пропущенные
буквы; объяснить их правописание.
На каждой тропинк…,
на чудесной елк…, о большом урожа…, по интересной истори…, с умным врач…м, о маленькой Наташ…, о скором пр…бл…жени…, при большом санатори…, при легком пр…к…сновени…, при сильном г…рени…, с зимней стуж…й, об интересном г…рбари…
Составить, используя словосочетания, простое предложение с однородными членами.
Слайд 9Разносклоняемые существительные
Бремя
Время
Вымя
Знамя
Имя ср.р.
Пламя
Племя
Семя
Стремя
Темя
Путь м.р.
Слайд 10Разносклоняемые существительные
Р.п.
Д.п. -ЕН-
И (по 3 скл.)
П.п.
Т.п.
ЕМ (по 2 скл.)
Р.п. мн.ч. семя, стремя -ЯН-
Слайд 12Синтаксическая пятиминутка
Записать предложение, вставить
пропущенные буквы, объяснить правописание слов.
Время от врем…н… в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зар…слей кувшинок медленно проплывал карась.
Слайд 13Объяснительный диктант
Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание
слов.
Потерянного врем…н… (не) воротишь.
Большого плам…н… (не) задуешь.
Нет тяжелей брем…н…, чем
безделье.
От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… .
Слайд 14«Проверь себя»
Озаглавить и списать текст;
вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.
Короткая
летняя ночь на исходе. На востоке ярким плам…н…м алеет край неба, а в пр…роде начинается пробуждение.
Время от врем…н… раздает(?)ся пение птиц.
По дорог… от деревн… потянулось стадо. В обратном направлени… движется машина с зерном.
Слайд 15Составить предложения с фразеологизмами:
стремя в стремя,
называть вещи своими именами,
до поры
до времени.
Слайд 16Списать; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.
1.Я должен быть дома
к своему врем…н…
2.Мы своих домашних животных зовем по им…н…
3.По вечерам
меня мучает боль в тем…н…
4.Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести.
Слайд 17Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.
1.Синим плам..нем пылают стаи туч...
над бездной моря.
2. От худого сем…н… (не) жди доброго
плем…н… .
3. Нет тяжелей брем…н…, чем безделье.
4.Я должен быть дома к своему врем…н…
5.Мы своих домашних животных зовем по им…н…
6.Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести.
Слайд 18Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
Идти по алле…,шагать к станци.., бежать
по дорог.., идти по насып.., отдыхать на взморь.., быть на
лекци.., отметить в доклад.., писать в объяснени.., говорить о создани.., отдыхал в санатори.. .
Слайд 19Спишите, вставьте пропущенные буквы
Ж..леть о потраченном врем..ни, уд..вляться терпеливости
мастер.., напр..вляться по дорог.. к станци.., разв..вать способности в ребёнк..,
появляться в распол..жени.. лагеря, разд..ваться в здани.., посадить сем..на.
Слайд 20Проверь себя!
ТЕСТ
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым
окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2.
Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе.
Слайд 21Ключ к тесту
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с
нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием –
а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе
«Нет ошибок» - Молодец!
«1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее!
«2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать!
Слайд 22Домашнее задание
Сочинить сказку про разносклоняемые существительные или подобрать пословицы с
разносклоняемыми словами.
Удачи!