Слайд 1 «Написание
букв ы - и после ц»
Урок русского языка
в 5 классе
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая цель:
1) познакомить с новым опознавательным признаком –
наличием (ц) перед гласным, с правописанием ы-и после ц;
2)
учить правильно обозначать орфограмму;
3) расширять лексический запас учащихся.
Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
ЗАДАЧИ УРОКА:
обеспечить усвоение знаний из области орфографии, а также формирование умений применять эти знания на практике;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Слайд 3
Зимой беленькие, летом серенькие.
Никого не обижают, сами всех боятся
И в
кустах таятся.
Проживают в умной книжке хитроумные братишки.
Десять их, но братья
эти сосчитают все на свете.
Слайд 4“Знаю – не знаю”
- Что вы знаете по теме?
- Что
надо вспомнить?
- Почему это написание трудное?
- Какой принцип русской графики
здесь нарушен?
Слайд 5Ввод учащихся в тему урока
В некотором царстве, в некотором государстве
под названием “Слово”, жила-была принцесса буква ц.
Два верных рыцаря
были у неё: буква и и буква ы.
Нравились они ей. Рыцарь “Ы” - за твёрдость и решительность, рыцарь “И” - за доброту и весёлый нрав. И именно ему отдала гордая принцесса своё сердце. Только рыцарю “И” было дозволено каждый день бывать в главной комнате дворца, которая называлась “Корень слова”.
Рыцарь “И” был очень весёлым и общительным, он очень любил петь и учил этому искусству всех жителей сказочного королевства. Лишь только увидев его, они начинали громко кричать: “Репетиция!”. И с тех пор, все слова, которые оканчиваются на - ция, как слово репетиция, стали записываться только с буквой – и.
Рыцарю “Ы” - разрешалось заходить в главную комнату дворца только в исключительных случаях. Так появились слова-исключения. А обычно он жил в дальних комнатах дворца. ( в суффиксах и окончаниях слов).
Во время звучания сказки на экране постепенно появляется таблица правила правописания гласных букв и - ы - после ц.
Слайд 7Орфографическая задача
Станция
огурцы
Цирк
Синицын
цыпленок
Слайд 8Работа с учебником
Отработка навыков применения правила правописания.
Слайд 9Монологический ответ на лингвистическую тему “Правописание ы - и после
ц”
оценить ответ ученика по правилу “ 4 П ”
ПРАВИЛЬНО
ПОЛНО
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО
С ПРИМЕРАМИ.
Слайд 10“Лови ошибку”
Профессору Синицину
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось
собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.
Незнайка
Толкование
новых слов.
Циклон – вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью.
Цикады – хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.
Слайд 11Творческий диктант.
Заменить одним словом.
Точная выдержка из текста (______).
Прикрикнуть на
кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).
Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).
Плодовые деревья, к
которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).
Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).
Слайд 12Подведение итогов урока.
Можем ли мы теперь ответить на вопрос, поставленный
в начале урока?
Чем интересен был урок?
Чем особенно запомнился?
Какую
орфографическую задачу решили?
Как будем узнавать новую орфограмму?
Каков опознавательный признак изученной орфограммы?
Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?
Слайд 13Выберите себе домашнее задание:
Упр. № 689, стр. 46.
Представьте
себе, что вам предложили участвовать в конкурсе на лучший учебник.
Что и как вы бы написали о буквах ы и и после ц?
Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и др. (с буквами ы – и после ц ).
Слайд 14Зерщикова-5
Пивоварова-
Щербань-
Саргсян-
Степанова-
Шутков-
Яровой-
Гаспарян-
Григорян-
Камышова-