Слайд 1
Нарушение звука «С» и способы коррекции.
С
Слайд 2Нормальная артикуляция:
Губы растянуты в улыбку так, что видны верхние и
нижние зубы.
Зубы сближены на 1,5-2 мм.
Язык широкий; его боковые края
прижимаются к верхним боковым зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы. Передняя часть спинки языка приподнята. По середине языка продольный желобок.
Воздушная струя узкая, холодная.
Голосовые связки разомкнуты, не вибрируют.
Слайд 4Нарушения произношения звука С - СИГМАТИЗМ
Искажения произношения свистящих
звуков называют сигматизмами.Логопеды выделяют межзубный, боковой и носовой сигматизмы.
Слайд 5Межзубный сигматизм.
При этом нарушении вместо звука [c], слышится звук,
похожий на английский [t]. Такое звучание обусловлено тем, что в
момент произношения звука кончик языка просовывается между верхними и нижними передними зубами. Вследствие этого желобок посередине языка не образуется, и воздушная струя, выходящая изо рта, получается рассеянной, тактильно ощущается как теплая.
Причинами такого нарушения артикуляции могут являться слабость кончика языка, передний открытый прикус, а также аденоидные разращения, которые затрудняют носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот).
Работа по устранению такого вида нарушения строится на выполнении упражнений для укрепления мышц кончика языка, выработке направленной воздушной струи. Кроме того отрабатывается артикуляция звука [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].
Постановка правильного звука [c] осуществляется от опорного звука [и], после чего произношение поставленного звука автоматизируется сначала в слогах, затем в словах, предложениях и связных текстах.
Слайд 6Боковой сигматизм.
При боковом сигматизме вместо звука [с] слышится своеобразный
хлюпающий шум, вызванный тем, что язык в момент произношения звука
принимает боковое положение (один его боковой край находится вверху, а другой – внизу) или кончик языка упирается в верхние зубы. По этой причине струя выдыхаемого воздуха направлена вбок (влево, вправо или в обе стороны одновременно). При этом один из углов губ, как правило, опущен, зубы разомкнуты больше необходимого.
Боковой сигматизм чаще всего возникает вследствие слабости мышц одной половины языка. Причиной также может быть боковой открытый прикус, а в некоторых случаях возможно нарушение иннервации языка.
Для устранения этого вида нарушения необходимо выполнение упражнений, направленных на распластывание языка, умение удерживать его широким, укрепление боковых краев языка; выработку воздушной струи, идущей посередине языка. При этом важно следить за тем, чтобы обе половинки языка работали равномерно. Полезно также отрабатывать артикуляцию звуков [и] и [ф] (при [ф] идет сильная воздушная струя, направленная посередине языка). Для устранения бокового произношения на начальном этапе работы рекомендуется выработать межзубное произношение звука [с] – кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка. В этом положении можно начать автоматизацию звука. В дальнейшем, когда язык перестанет отклоняться, его постепенно переводят в зазубное положение, характерное для правильной артикуляции звука.
Слайд 7Носовой сигматизм
При носовом сигматизме звук характеризуется носовым, “гнусавым” призвуком, и
больше напоминает [х]. В момент артикуляции губы не растянуты, язык
отодвинут вглубь рта, мягкое небо опущено, вследствие чего воздушная струя выходит через нос, что и придает звуку заметный носовой оттенок.
На подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык - широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.
Опорными звуками для постановки являются звуки [и] и [ф]. Растягивая губы в улыбке (звук [и]) и удерживая широкий язык между зубами, ребенок произносит звук [ф], направляя воздушную струю посередине языка. Постепенно кончик языка убирается за нижние резцы – слышится звук [c].
Слайд 8Нарушение произношения звука С – ПАРАСИГМАТИЗМ.
Помимо искажения
и отсутствия в речи, звук [с] может также заменяться при
произношении другими звуками. Наиболее часто встречаются замены [c]-[ш’] ( ребенок говорит “щанки» вместо «санки», «мащка» вместо «маска» и т.п.); [c]-[т] (“товок” вместо “совок”, “отень” вместо “осень”); [с]-[ф] (“фтул” вместо “стул”, “нофок” вместо “носок”). Причиной подобных дефектов произношения очень часто является нарушение фонематического восприятия или даже незначительное снижение физического слуха. Не устраненные в дошкольном возрасте, они могут потом зафиксироваться и на письме, поэтому очень важно их своевременно исправить.
Слайд 9Замена звука [c] звуком [т] в логопедии называется призубным парасигматизмом.
Причиной данного нарушения, помимо
снижения слуха, может являться дефект прикуса.
В момент произнесения звука органы речи занимают положение, характерное для звука [т]: кончик языка поднят вверх и упирается в верхние передние зубы, желобок посередине языка не образуется; воздушная струя, выходящая изо рта, прерывистая, толчкообразная.
В процессе постановки правильного звука [с] обязательно проводится работа по развитию фонематического восприятия, в ходе которой вырабатывается умение сопоставлять и различать звуки [с] и [т] в устной речи и на письме. Кроме того, с помощью специальных упражнений необходимо выработать длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка, а также умение удерживать язык широким, распластанным и перемещать его из позиции «за верхними зубами» в позицию «за нижними зубами».
Опорными звуками для [c] являются в этом случае звуки [и] и [ф].
Слайд 10Замена [c] звуком [ф] носит название губно-зубного сигматизма.
Причиной
данного нарушения также может является дефект прикуса, так называемый верхний открытый прикус или прогнатия, когда верхние зубы сильно выступают над нижними. В момент произнесения звука верхние зубы образуют с нижней губой узкую щель, через которую выходит широкая, рассеянная струя воздуха, в результате чего слышится звук [ф]. Язык в артикуляции не участвует, находясь в глубине рта.
Во время работы по преодолению губно-зубного сигматизма важно выработать умение сопоставлять и различать звуки [с] и [ф] в устной и письменной речи. Для придания органам речи нужной артикуляционной позиции применяются комплексы упражнений для губ (отрабатываются умение удерживать губы в широкой улыбке, открывая верхние и нижние резцы, а также движения нижней губы вверх-вниз) и для языка (здесь важно научиться удерживать широкий кончик языка за нижними зубами).
Опорным звуком для постановки [c] служит звук [и]. Иногда целесообразно использовать механическую помощь, придерживая пальцем подбородок непосредственно под нижней губой. Механическую помощь можно также использовать при автоматизации звука, но только на начальном этапе.
Слайд 11Замену звука [с] звуком [ш’] («щ») называют
шипящим парасигматизмом
Такое нарушение может возникать при
прогении (дефект прикуса, при котором нижние резцы выступают вперед), а также, как уже говорилось, вследствие нарушения фонематического восприятия или снижения физического слуха. В момент произнесения звука губы слегка вытягиваются вперед и округляются, широкий язык упирается в нижние десны. Желобок посередине языка не образуется, вследствие чего выдыхаемый воздух выходит изо рта рассеянной струей, теплой на ощупь.
Во время подготовительного этапа работы над правильным призношением звука ребенок учится различать звуки [c] и [ш’] в устной речи и на письме, а также, с помощью комплекса упражнений, удерживать широкий язык за нижними зубами и формировать узкую направленную струю воздуха, идущую посередине языка.
Опорным звуком для постановки [с] при шипящем парасигматизме является звук [ф]. Ребенку предлагается произносить его, зажав широкий кончик языка между зубами. Постепенно язык переводится в зазубное положение, правильный звук автоматизируется и вводится в речь.
Слайд 12Постановка звука [с].
Начиная работу над
формированием правильного произношения, важно убедиться, что ребенок сам замечает недостаток
своего произношения. Часто бывает так, что дети улавливают общий смысл слова, не обращая внимания на то, что отдельные звуки произносятся ими неправильно.
Подберите или нарисуйте две картинки, например: "маки" и "маски". Предложите ребенку показать то, что вы назвали. Затем поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок называет, а взрослый показывает. Обратите внимание ребенка на то, что вам трудно показать нужную картинку, так как он неправильно ее называет: «Я смогу показать то, что ты просишь, если ты научишься произносить звук С. Давай, я тебя научу!» Теперь можно переходить к выполнению комплекса артикуляционных упражнений. Его целью является формирование правильного артикуляционного уклада органов речи и выработка сильной, длительной воздушной струи, идущей точно посередине языка.
Одновременно с упражнениями можно проводить работу по отработке и уточнению артикуляции опорного звука. Опорным звуком для [с] является звук [и]. Обычно дети произносят его правильно. Взрослый говорит ребенку: “Улыбнись широко-широко, покажи зубки. Посмотри, как это сделаю я. А теперь посмотри на себя в зеркало и покажи такую же красивую улыбку. Язычок спрячь за зубки. Произнеси долго-долго: и-и-и-и.”
Слайд 13Игры и упражнения для отработки артикуляции звука [и].
Ребенок произносит звук [и] (следите за правильностью артикуляции!),
взрослый договаривает слово: и-грушка, и-голка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юнь.
Взрослый называет один предмет, ребенок – много: носок – носки, гудок – гудки, замок – замки, песок – пески, мелок - мелки, комок – комки. Звук произносится ребенком с нажимом, выделяется голосом и артикуляцией.
Подберите изображения предметов, в названии которых встречается звук [и]. Пусть ребенок назавет их: ива, иглы, иней, Индия, иволга. Обратите внимание на то, что в словах не должны содержаться звуки, которые ребенок произносит неправильно.
Слайд 14Постановка звука [с].
После того
как органы речи будут хорошо подготовлены, укреплены мышцы артикуляционного аппарата,
выработаны точные, координированные движения можно приступать непосредственно к постановке звука.
Способ 1. "Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.
Слайд 15 Способ 2. Если первым
способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем
широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук [с]. Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони.
Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов. Затем палочку постепенно убираем. Когда ребенок научится самостоятельно, без механической помощи, произносить правильный звук [c], можно переходить к автоматизации этого звука в словах и предложениях.
Слайд 16Закрепление произношения звука [с].
Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих
и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. (Буква "з" в конце слова и перед глухим согласным произносится как звук [с].) Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р'], [л], [л']) их желательно также исключить из речевого материала.
Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Солёное масло. Солёная капуста. Сладкий арбуз. Кисло-сладкий квас. Спелый абрикос. Салат из редиски. Колбаса с чесноком. Миска с рисом. Высокая берёзка. Густые леса. Пустой сарай. Пёстрая собака. Старый костюм. Узкие сапоги. Чистая посуда. Вкусный суп. Соня устала. Слава в кустах. Саня уснул. У Ларисы коляска. Сыпь песок.
Произносить (читать) тексты.
Ягоды.
Мы долго искали в лесу ягоды. Устали, отдохнули под сосной. В лесу стало темнеть. Мы быстро идем домой. Где-то близко мелькнул и погас огонёк. Потом вспыхнул костёр. У костра охотники. Скоро мы были дома.
Обед.
Мама поставила на стол миски, кастрюлю с супом, солонку с солью. Принесла хлеб. Стали есть салат из редиски со сметаной. Салат вкусный. Потом ели мясной суп с фасолью. Суп солили по вкусу. И суп вкусный. После супа ели арбуз. Арбуз красный и сладкий. Обед был чудесный.
Слайд 17Использованные источники:
http://www.logoped.ru
www.pedlib.ru Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:
Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по
спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, - 239 с.