Слайд 1Урок в 8 классе
с
использованием мультимедийной презентации на тему: « Назывные предложения»
Урок подготовила
учитель русского языка и
литературы
МОУ «Муслюмовский лицей»
Гиздатова Регина Валентиновна.
Слайд 2Цели урока:
1. Расширить сведения об односоставных предложениях.
2. Определять роль назывных
предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках, статьях.
3 .
Выработать умение пользоваться назывными предложениями.
4. Создать условия для совершенствования умения выполнять тестовую работу
Слайд 3Ответьте на вопросы:
Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?
Назовите виды односоставных
предложений, которые мы прошли.
Какие предложения называются определенно- личными? Неопределенно- личными?
Безличными?
Какие типы сказуемых встречаются в безличных предложениях?
Слайд 4Повторение темы «Односоставные предложения с главным членом сказуемым»
Начертите в тетради
таблицу:
Слайд 5Определите тип односоставных предложений:
Люблю зимний лес.
Мне не спится.
Снегу намело в
деревне почти до крыш.
В поселке строят новую школу.
Слезами горю не
поможешь.
Цыплят по осени считают
Слайд 11Изучение новой темы
Посмотрите на предложения:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Как вы
думаете, какова функция каждого из данных предложений?
Чем являются главные члены
предложений?
Как называются такие предложения?
Слайд 12Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть
века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И
повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Александр Блок
Слайд 13Назывные (номинативные) предложения
Сообщают
о том, что
какое – нибудь
явление
существует
в
настоящем времени
Признаки
1.Имеют один главный член предложения – подлежащее.
2.Утверждается наличие
предмета интонацией.
3. Предложения могут быть распространенными и
нераспространенными
Приобретают указательное
значение с частицами вот, вон.
Вот парадный
подъезд
Слайд 14Запомнить:
Назывные предложения (или номинативные) бывают распространенными и
нераспространенными .
Зима. Морозное утро.
Слайд 15* * * * *
Шепот, робкое дыханье, трели соловья
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени
без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск января,
И лобзания и слезы,
И заря, заря!
А.А.Фет
Слайд 16Л. Толстой
восторженно
отмечал:
«В нём нет ни
одного глагола.
Каждое
выражение —
картина».
Слайд 17Чтение теоретического материала стр.120
Слайд 18Ответьте на вопросы:
1.Что такое назывные предложения?
2.Какое время выражают
назывные предложения?
3. В каких случаях назывные предложения
приобретают указательное значение?
4. Где чаще всего употребляются
назывные предложения?
Слайд 19Назывные предложения
Назывные
предложения-
экспрессивное
средство
языка.
Чаще всего
находятся
в начале
текста.
Часто
составляют
цепочки, каждое звено-
предложение рисует
отдельную
деталь.
Характеризуются
специфической
интонацией.
Замедленный
темп —
Пауза.
Художественный
стиль
Публицистический
стиль
Слайд 20Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.
(К. Бальмонт)
Слайд 21Составьте назывные предложения
к картине.
Слайд 23Записать номера назывных предложений:
В хорошую погоду не сидишь дома.
В лесу
потемнело.
Слезами горю не поможешь.
Укутанные инеем, притихшие леса.
Светлые дали.
Вход в музей.
Ясный
день.
Пахнет прибитой дождём пылью.
Мне не работалось.
Я не работал.
Первый звонок.
Слайд 24Проверим ответы:
№ 4, 5, 6, 7,11.
Слайд 25Найдите соответствие!
1.Светает.
Определённо-личные
2.Рассвет.
3.Береги время. Безличные.
4.Увлекательная поездка.
5.Выходим в горы. Неопределённо- личные
6.Мне холодно.
7.Приятная прохлада. Назывные
8.Начинало смеркаться.
9.Выход в горы. Двусоставные.
10.Лес хорош.
11.Нас угостили ужином.
12.Уж не увидимся больше.
13.Светлые дали.
14.В центре построили новый дом.
Слайд 26Проверим ответы!
1.Светает.
Определённо- личные
2.Рассвет.
3.Береги время. Безличные
4.Увлекательная поездка.
5.Выходим в горы. Неопределённо- личные
6.Мне холодно.
7.Приятная прохлада. Назывные
8. Начинало смеркаться.
9.Выход в горы. Двусоставные
10.Лес хорош.
11.Нас угостили ужином.
12.Уж не увидимся больше.
13.Светлые дали.
14.В центре построили новый дом.
Слайд 27Тест
1. На сколько групп делятся односоставные предложения?
а). 10
б). 2
в).
3
г). 4
2.Какое из этих предложений не является односоставным?
а).
На морозном воздухе было трудно дышать.
б). На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
3. Укажите односоставное предложение.
а).Наступил вечер.
б).Вечереет.
в).Вечером мы пойдём в кино.
г). Как хороши в России летом вечера!
4. Найдите назывное предложение.
а). Светало.
б). Утро.
в). Наступило зимнее холодное утро.
г). В дверь постучали.
5. Укажите определённо-личное предложение.
а). Утренний сон сладок.
б). Не забуду этой встречи.
в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
г). Я люблю Балтийское море.
Слайд 28Проверь себя.
• 1. г).
•
2. г).
• 3. б).
•
4. б).
• 5. б).
Слайд 29Что узнали нового?
Что осталось непонятным?
Что понравилось больше всего?
Что показалось самым
трудным?
Итог урока
Слайд 30Домашнее задание:
параграфы 20 – 24 повторить;
упражнение 247;
подготовиться к контрольной работе
по теме «Односоставные предложения».