Слайд 1Уроки русского языка.
Глагол.
Учитель русского языка и литературы.
Свирская Наталья Александровна
Слайд 2Неопределённая форма глагола
Цель урока:
получить представление
о неопределённой форме
как о начальной форме глагола, отличии неопределённой и личных форм.
Слайд 3Запишите существительные в нужной форме.
(Не) видеть (Волга, суша, крепость).
(Не)навидеть
(фальш.., бестолоч.., шпионаж..).
(Не)домогать от (усталость, перегрузка, печаль).
Слайд 4Закончите пословицы глаголом с частицей не.
Одна ласточка весны... (не делает).
Волков
бояться — в лес... (не ходить).
Слайд 5Работа с учебником.
У каждого изменяемого слова в русском языке
есть начальная форма. Для глагола начальной формой является неопределённая (лат.
— «инфинитив»).
Инфинитив только называет действие, не указывая ни на время его протекания, ни на лицо, ни на число. В словарях, где толкуется значение слов, глаголы представлены в неопределённой форме (инфинитиве).
Слайд 6Работа с учебником.
Упражнение 625, орфограмма № 22.
Вывод: все глаголы в
неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? что сделать? и
пишутся с ь: ходить, гадать, поберечь.
Слайд 7Проверка.
По лесу можно часами бродить бездумно и просто глазеть. Но
потом окажется, что и бродил ты не зря и глазел
не бездумно. Из леса всегда что-нибудь принесёшь, даже если ни к чему не прикасался. Лес непременно тебя одарит.
Слайд 8Работа с учебником.
Упражнение 627 — закрепление.
Упражнение 626.
При образовании формы прошедшего
времени перед суффиксом -л- сохраняется гласная, которая была перед окончанием
-ть, поэтому
веять — веял
растаять — растаял и т. п.
Слайд 9Домашнее задание:
§ 109, упражнение 628.
Слайд 10Неопределённая форма глагола
Цель урока:
закрепить умение
определять окончания глаголов в неопределённой и личной форме, употреблять в
речи глаголы в инфинитиве
Слайд 11Запишите слова в три столбика по частям речи.
Стриж, достичь,
колюч, рыж, зрелищ, дюж, помочь, рассечь, разжечь, ландыш, барж, плющ,
отвлечь, широкоплеч, свеж.
Слайд 12Проверка.
стремительный стриж,
Стриж стремительный.
Стриж стремителен
Слайд 13Каким членом предложения является глагол в неопределённой форме?
Не прикажите
казнить, прикажите миловать.
«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть
— кур красть?» — крестьянин говорил Лисице, встретясь с нею. (И. Крылов.)
Слайд 14Работа с учебником.
Упражнение 629.
Упражнение 630
Упражнение 631
Вывод: словосочетания
сущ. + сущ. уместны в официальном стиле речи, глаг. +
сущ. — в разговорном.
7. Упражнение 635
Слайд 15Домашнее задание:
Упражнение 632.
Слайд 16Правописание
-тся и -ться в глаголах
Цель урока:
закрепление навыка
определения инфинитива и форм 3-го лица, произношения и написания глаголов
на -ться, -тся.
Слайд 17 Укажите изученные орфограммы.
ПЕТУШКИ.
Петушки распетушились,
Но подраться
не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться,
Если перышек
лишиться,
Нечем будет петушиться. (В. Берестов.)
Слайд 18Какие суффиксы вы напишете перед окончанием -ть?
Ла..ть, кле..ть, ре..ть,
слыш..ть, подброс.ть, вид..ть, се..ть
Образуйте от этих глаголов форму прошедшего
времени. Сделайте вывод о правописании гласной перед суффиксом –Л-:
Образец: лаять — лаял, клеить — клеил, реять —реял
Слайд 19Работа с учебником.
Упражнения 637, 638.
Слайд 20Проверка.
Всё рождено землёй: деревья и травы,
цветы и птицы. Земля объясняется с нами языком красок, запахов,
звуков. Голоса бесчисленных жизней несутся со всех сторон. И каждый умолкнувший голос — невосполнимая утрата. Хор жизни звучит всё тише и тише.
Чьи-то сигналы мы уловили, таких помещаем в Красную книгу. А если бы раньше прислушаться, когда они ещё громко
звучали?
Пусть каждый из нас выйдет на связь, и тогда непременно родится отклик.
Слайд 21Домашнее задание:
§ 110, упражнение 640.
Слайд 22Правописание
-тся и -ться в глаголах
Цель урока: закрепить умение
находить главное слово, от которого зависит глагол, делать выбор в
написании ться, -тся в глагольной форме.
Слайд 23Проверка.
Что на того сердиться, кто нас не боится?
Умел ошибиться, умей
и поправиться.
Спотыкается и конь, да поправляется.
Медной посуды — крест да
пуговица, рогатой скотины — петух да курица. (О бедном человеке.)
Слайд 24Работа с учебником:
Упражнения 641, 642, 644
Слайд 25Проверка.
И сырые дрова загораются.
Кто смерти не боится, того пуля сторонится.
Умел
ошибиться, умей и поправиться.
Что прочно, то и беречь можно.
Слайд 26
Подберите подходящие по смыслу слова, чтобы глаголы оканчивались на -ться
(I вариант) и -тся (II вариант).
Гордит..ся, познакомит..ся, успокоит..ся, решит..ся,
обратит..ся, простит..ся.
Составьте с данными глаголами словосочетания.
Слайд 27Домашнее задание:
упражнение 643.