Слайд 1О стыде перед русским словом
Авторы: обучающиеся 10 класса
МБОУ СОШ
№4
Руководитель: учитель русского языка и литературы Терещенко Виктория Валерьевна
Слайд 2Проблемный вопрос
Что такое сквернословие?
Слайд 3Наша гипотеза
Мы не властны над речью других. Но над собственной
речью мы властны.
Слайд 4Цели исследования:
1) изучение проблемы сквернословия и
опасности его распространения;
2)выяснение значения и происхождения некоторых оскорбительных слов
Задачи:
1) изучить литературу для получения информации о значении термина «сквернословие» и происхождении некоторых оскорбительных слов;
2) выявить степень употребления ненормативной лексики среди разных возрастных групп;
3)выяснить, в чем состоит опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику;
4) проанализировать полученную информацию об опасности распространения сквернословия в обществе и наметить пути решения проблемы.
Слайд 5 Ход исследования
1-ая группа – работала
со справочной литературой и выясняла значение термина «сквернословие», а также происхождение некоторых оскорбительных слов.
2-я группа –провела социологический опрос, выявила три точки зрения на затронутую проблему, рассмотрела ситуации, в которых чаще всего используется ненормативная лексика и изучила степень ее употребления различными возрастными группами.
Слайд 6Все вместе – выяснили, в чем состоит опасность сквернословия для
людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику, наметили пути
решения затронутой проблемы.
Слайд 7Результаты исследования, полученные 1-ой группой
Сквернословие – речь, наполненная скверными,
непристойными словами ( С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).
Скверна( общеслав. )
– нечто гнусное, порочное (Н. М. Шанский и др. «Краткий этимологический словарь).
Слайд 8История возникновения
Корни этого явления уходят в языческую древность. Скверные слова
были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам.
Слайд 9«СКОТИНА»
Слово произошло от «скат» - богатство, сокровище, каковым
первоначально считались исключительно домашние животные, а спустя века – люди…
Слайд 10 «НЕГОДЯЙ»
Это не бранное слово, а «рекрут,
не пригодный к воинской службе».
Слайд 11 «ПОГАНЕЦ»
Слово пришло из
благородной латыни
и означает «селянин,
деревенский житель».
Слайд 12 «ИДИОТ»
Слово пришло на Русь из Византии
вместе с христианством. Так стали называть любого некрещёного. Но язычники
в долгу не остались, назвали христианина
«КРЕТИНОМ»
Слайд 13 «СТЕРВА»
Так крестьяне на Руси называли палую
скотину, трупы животных, мертвечину.
Слайд 14 «МЫМРА»
В старину так величали домоседку, которая
не любила выходить в белый свет.
Слайд 15 «БОЛВАН»
Современное значение – глупый, недалёкий человек.
Исконное значение – обрубок бревна, чурбан, истукан или даже
статуя.
Слайд 16Вывод, сделанный 1-ой группой
Русский язык велик и могуч
– это мы помним с детских лет, но забываем другое:
он ещё и живой. Слова приходят и уходят, меняют значения порой до неузнаваемости. Когда кто-то пытается оскорбить вас словом, просто пожалейте этого невежу или невежду в одном лице: не ведает он, что говорит!
Слайд 17 Результаты исследования, полученные 2-й группой.
Сквернословие.
Оба ответа верны,
так как одно неизменно вытекает из другого
Это болезнь как
алкоголизм или курение
Это порок, недостаток, позорящее свойство
Три точки зрения на проблему
Слайд 18Историческая справка
В 17-м веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича,
за публично произнесенные грязные слова назначалась смертная казнь.
В 19-м
веке матерщинников ставили на одну доску с безбожниками и анархистами.
Слайд 19Наша точка зрения
Сквернословие является пороком, когда можно еще НЕ ПРОИЗНЕСТИ.
Сквернословие
становится болезнью, когда человек уже не может построить элементарное предложение,
не употребив плохих слов.
Таким образом, вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта.
Слайд 20Ситуации, при которых чаще всего используется ненормативная лексика
Для повышения эмоциональности
речи
Для эмоциональной разрядки
Для оскорбления, унижения адресата речи
Для демонстрации агрессии
Для демонстрации
отсутствия страха
Для демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов
Для демонстрации принадлежности к своим
Для связки слов и когда слов попросту не хватает
Слайд 21Сквернословие принимает угрожающие черты и формы. Оно охватило почти все
возрасты. Ругательства стали заменителями пауз.
Вывод: респонденты возрастной категории от 11
до 17 лет употребляют ненормативную лексику чаще других . Речь подростков изобилует сленгом, словами-паразитами и нецензурными словами. Это вызывает тревогу, потому что «убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа» (Брюс Бартон).
Слайд 22Наши общие выводы
Опасность сквернословия для людей, не использующих в своей
речи ненормативную лексику.
Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые,
незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда , будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату.
Слайд 23 Пути решения проблемы
Не писать и не печатать ругательств.
Не заменять ругательства начальными буквами.
Не дублировать ругательства словечками типа «елки-палки, блин, японский городовой».
Не говорить плохих слов самим.
Помнить о неприкосновенности личности, о недопустимости характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Ты всегда так».
Не копировать других, не стараться быть похожим на кого-то.
Не искать расслабления в сквернословии.
Помнить: «Не то, что входит в уста оскверняет их, но то, что выходит из них».
Слайд 24Сравнение с гипотезой
Наша гипотеза подтвердилась: мы не можем исправить общество
в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно.
Стыд
– одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться. Чем больше стыда перед русским словом, тем лучше наша русская речь.
Если человек за всю свою жизнь не произнесет ни грубого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело: через свою речь повлияет на состояние национального языка.
Слайд 25Информационные источники
Ожегов С. И. Словарь русского языка. 70000 слов/ Под
ред. Н. Ю. Шведовой. – 23-е изд., - М.: Рус.
Яз., 1991
Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – 2-е изд. – М,: ООО »ТИД «Русское слово – РС», 2005
Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975
wiki.iteach.ru/index.php
www.rus.1september.ru
Слайд 26И в заключении…
…И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и
страданья,
Наш дар бесценный – речь.
(И. А. Бунин)