Разделы презентаций


Обучение сжатому изложению

Содержание

Цели урока: Познакомиться с приёмами компрессии текста. Отработать навыки сжатия текста. Повторить и закрепить правила постановки.знаков препинания при однородных членах,правила обособления определений и обстоятельствПодготовиться к написанию сжатого изложения.Задачи урока:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Обучение сжатому изложению

Урок русского языка в 8 классе

Обучение сжатому изложениюУрок русского языка в 8 классе

Слайд 2Цели урока:
Познакомиться с приёмами компрессии текста.
Отработать навыки сжатия

текста.

Повторить и закрепить правила постановки.
знаков препинания при однородных членах,
правила

обособления определений и обстоятельств
Подготовиться к написанию сжатого изложения.

Задачи урока:

Цели урока: Познакомиться с приёмами компрессии текста. Отработать навыки сжатия текста. Повторить и закрепить правила постановки.знаков препинания

Слайд 3Что такое сжатое изложение?
Исходный текст
Подробное изложение
Сжатое изложение

Что такое сжатое изложение?Исходный текстПодробное изложениеСжатое изложение

Слайд 4Работаем с текстом
Плотницкое дело – главное занятие северян.
Из дерева делали

всё необходимое и строили Дом.
Можно сравнить искусство иконописца и плотника.
Главный

инструмент плотника – топор.
Изготовление топора начинали с топорища.
Как работали мастера.
Так создавались шедевры деревянного зодчества.

План текста:

Работаем с текстомПлотницкое дело – главное занятие северян.Из дерева делали всё необходимое и строили Дом.Можно сравнить искусство

Слайд 5Приёмы компрессии текста*.
исключение
обобщение (замена)
слияние
* Компрессия - (от лат. compressio

— сжатие) – уменьшение объёма текста за счёт обобщения; исключения

второстепенного, несущественного.
Приёмы компрессии текста*.исключениеобобщение (замена)слияние * Компрессия - (от лат. compressio — сжатие) – уменьшение объёма текста за

Слайд 6Исключение
Что можно исключить?
исключить можно
подробности, детали, повторы;
то, что не связано

впрямую с
темой и основной мыслью текста.
Север России - страна бескрайних лесов.

Проживающий в лесном краю человек обязательно был плотником. Плотницкое дело, главное занятие северян, пришло сюда из глубокой старины.

Север России - страна бескрайних лесов. Проживающий в лесном краю человек обязательно был плотником.[ Плотницкое дело, главное занятие северян, пришло сюда из глубокой старины.]

ИсключениеЧто можно исключить? исключить можноподробности, детали, повторы;то, что не связано впрямую стемой и основной мыслью текста.Север России -

Слайд 7Обобщение (или замена).
Как можно применить этот приём?
Были среди

них разные плотники, но все они пользовались на селе уважением.

Ведь из древесины делали всё необходимое в хозяйстве. И строили Дом.

можно заменить однородные члены обобщающим словом,
несколько предложений на одну тему - одним предложением.

Плотничать должны были все взрослые мужчины. Были среди них и плохие, и средние, и хорошие плотники. Всё же плотник, как самый главный на селе работник пользовался безусловным почётом и уважением. Ведь из древесины делали ложки и туеса ведра и корзины мебель прялки и ткацкий стан лодку сани и телегу охотничьи и рыболовные приспособления все необходимые в хозяйстве вещи. И, конечно, прежде всего прочего строил человек себе Дом. Крыша над головой самое главное в жизни.

Обобщение (или замена). Как можно применить этот приём? Были среди них разные плотники, но все они пользовались

Слайд 8Слияние
Обобщить можно несколько схожих утверждений, мыслей (предложений), т. е. из

нескольких предложений составить одно.
Строительство жилья можно сравнить с писанием

икон. Несмотря на существование определённых правил для написания икон и строительства домов, все иконы, дома и храмы на Севере были разные.

Строительство жилья можно сравнить с писанием икон. Несмотря на то, что существовали определённые правила для написания икон на один и тот же сюжет, не было среди них совершенно одинаковых. Общие законы необходимо было соблюдать и при строительстве домов. Однако на Севере России не было совершенно одинаковых деревянных домов и храмов. Искусство живописца и плотника с древних времен питало истоки русской культуры.

СлияниеОбобщить можно несколько схожих утверждений, мыслей (предложений), т. е. из нескольких предложений составить одно. Строительство жилья можно

Слайд 9Самостоятельная работа над V абзацем.
Примените приёмы компрессии текста:
исключение (исключение подробностей, деталей);
обобщение

(замену однородных членов обобщающим словом, нескольких предложений на одну тему

одним предложением);
слияние (слияние нескольких предложений в одно).


Молодой работник начинал постигать плотницкое искусство с топорища. Сделать его - значит сдать первый экзамен. Но сработать топорище – полдела. Чтобы получился хороший инструмент, нужно было провести несколько операций, требующих смекалки, навыков и терпения. Так будущий плотник приучался к искусной (или: хорошей, добросовестной) работе.

Молодой работник, обычно подросток, начинал постигать плотницкое искусство с обычного топорища. Сделать топорище - значит сдать первый экзамен. Делали его из сухой берёзовой заготовки. Но сработать топорище - ещё полдела. Чтобы получился хороший инструмент, топорище надо ещё  насадить и правильно расклинить, чтоб топор не слетел, затем зачистить стеклянным осколком. Потом топор точили на мокром точиле. Каждая операция сама по себе требовала смекалки, навыков и терпения. Так жизнь ещё в детстве и отрочестве приучала будущего плотника к терпению, последовательности и аккуратности.

Самостоятельная работа над V абзацем.Примените приёмы компрессии текста:исключение (исключение подробностей, деталей);обобщение (замену однородных членов обобщающим словом, нескольких

Слайд 10Домашнее задание
в полном тексте изложения расставить недостающие знаки препинания, вставить

пропущенные буквы;
Подготовиться к написанию сжатого изложения.

Домашнее заданиев полном тексте изложения расставить недостающие знаки препинания, вставить пропущенные буквы;Подготовиться к написанию сжатого изложения.

Слайд 11Использованная литература и ресурсы:
Борисенко Н.А. Оценивание изложений // Русский язык

– Первое сентября. – 2008. - № 20. – с.

3 – 9
Борисенко Н.А. Подробное и сжатое изложение // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - № 19. – с. 3 – 10
Борисенко Н.А. Современные подходы к написанию изложения // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - № 18. – с. 3 – 10
Добротина И.Н. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению // Русский язык в школе. – 2009. - № 3.- с. 11 – 17
Добротина И.Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - № 21. – с. 11 – 13
Румянцева Т.В.Обучение сжатому изложению с использованием ИКТ в 9-м классе http://festival.1september.ru/articles/562291/
Степанова Т.И.Урок русского языка. Обучение сжатому изложению. http://www.proshkolu.ru/user/cemizwet/file/170477/
Использованная литература и ресурсы:Борисенко Н.А. Оценивание изложений // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - №

Слайд 12Желаю успехов в изучении русского языка и отличных отметок на экзамене!

Желаю успехов в изучении русского языка и отличных отметок на экзамене!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика