Разделы презентаций


Обучение сжатому изложению текста-повествования Сказка про мальчика, понимавшего язык земли

Содержание

Цели:учить формулировать основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста; писать сжатое изложение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок русского языка в 5 классе
УМК Ладыженской Т.А.

Обучение сжатому изложению


текста-повествования

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
(упр. 261)
Автор презентации: Печказова Светлана

Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия

«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»

Урок русского языка в 5 классеУМК Ладыженской Т.А.Обучение сжатому изложению текста-повествованияДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ(упр. 261)Автор

Слайд 2Цели:
учить формулировать основную мысль текста;

выделять в тексте главную и

второстепенную информацию;

сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного

текста;

писать сжатое изложение
Цели:учить формулировать основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; сокращать текст, сохраняя основную мысль

Слайд 3Знакомо ли вам имя
Аркадия Пластова?
«Сенокос»
«Родник»
«Летом»
«Первый снег»
«Полдень»
«Ужин тракториста»

Знакомо ли вам имяАркадия Пластова?«Сенокос»«Родник»«Летом»«Первый снег»«Полдень»«Ужин тракториста»

Слайд 4Аркадий
Александрович
Пластов
(1893 – 1972)

АркадийАлександрович Пластов(1893 – 1972)

Слайд 5Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И

умеют на них говорить. Таких людей не так уж и

мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»

«Юность»

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не

Слайд 6С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу

Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой сам светловолосый

озорной смешливый храбрый. В общем обычный мальчишка.

«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»

«Деревня»

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос

Слайд 7Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например,

в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Кому это ты,

Аркашка?—спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает?—говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»

«Витя-подпасок»

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.—

Слайд 8Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на

корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка

ему обед принес спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить и муравейник восстанавливать.
Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»—думает Аркаша.
(По Е.Мурашовой)
 

«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то

Слайд 9Беседа по тексту
В каком стиле речи написан данный текст?

Почему автор

рассказывает о детстве Пластова?

Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников?

За

что родители сердились на Аркашу?

В чём секрет художника Пластова?
Беседа по текстуВ каком стиле речи написан данный текст?Почему автор рассказывает о детстве Пластова?Чем маленький Аркаша удивлял

Слайд 10Понравился ли вам рассказ?
Является ли данный отрывок текстом?
Назовите признаки текста.







Какова

тема текста?
Этот текст о любви к родной земле

Какова основная мысль

текста,
т.е. авторский замысел?
Основная мысль текста —
обыкновенный мальчик умеет необыкновенно любить природу и понимать её язык

Заголовок
Начало
Основная часть
Концовка
Тема
Основная мысль

Беседа по тексту

Понравился ли вам рассказ?Является ли данный отрывок текстом?Назовите признаки текста.Какова тема текста?Этот текст о любви к родной

Слайд 11 Редко рождаются такие люди.
С виду пацан как пацан.

Привет ветру.
Разговор с муравьями.
Вечерние беседы с закатом.
Земля

живая, всё на ней свой голос имеет.

МИКРОТЕМА —
наименьшая составная часть темы целого текста

ЗАПОМНИТЕ:
в плане столько пунктов, сколько микротем.


Деление текста
на микротемы
и составление плана

Редко рождаются такие люди. С виду пацан как пацан. Привет ветру. Разговор с муравьями. Вечерние беседы

Слайд 12Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя?

Сожмите первую микротему.


Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие

люди!

Сжатие текста

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя?Сожмите первую микротему. Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли.

Слайд 13Без каких предложений во 2-й микротеме обойтись нельзя?

Сожмите вторую микротему.


С детства окружающие удивлялись на Аркашу Пластова. А с виду

он был пацан как пацан (обычный мальчишка).

Сжатие текста

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой сам светловолосый озорной смешливый храбрый. В общем обычный мальчишка.

Без каких предложений во 2-й микротеме обойтись нельзя?Сожмите вторую микротему. С детства окружающие удивлялись на Аркашу Пластова.

Слайд 14Без каких предложений в 3-й микротеме обойтись нельзя?

Сожмите третью микротему.


Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он в

поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Это я ветру привет передаю, а он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат.

Сжатие текста

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Кому это ты, Аркашка?—спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает?—говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Без каких предложений в 3-й микротеме обойтись нельзя?Сожмите третью микротему. Но иногда на Аркашу словно находило что-то.

Слайд 15Без каких предложений в 4-й микротеме обойтись нельзя?

Сожмите четвёртую микротему.


Или сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то

под нос. Сестрёнка спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил.

Сжатие текста

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принес спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить и муравейник восстанавливать.

Без каких предложений в 4-й микротеме обойтись нельзя?Сожмите четвёртую микротему. Или сядет на корточки на краю леса

Слайд 16Без каких предложений в 5-й микротеме обойтись нельзя?

Сожмите пятую микротему.


По вечерам Аркаша с закатом беседует, а по весне растущей

траве советы даёт.

Сжатие текста

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

Без каких предложений в 5-й микротеме обойтись нельзя?Сожмите пятую микротему. По вечерам Аркаша с закатом беседует, а

Слайд 17Без каких предложений в 6-й микротеме обойтись нельзя?

Сожмите шестую микротему.


Очень Аркаше хотелось доказать, что земля на самом деле живая

и всё в ней свой голос имеет.

Сжатие текста

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»—думает Аркаша.

Без каких предложений в 6-й микротеме обойтись нельзя?Сожмите шестую микротему. Очень Аркаше хотелось доказать, что земля на

Слайд 18Перескажите сжатый текст
Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли.

Редко рождаются такие люди!
С детства окружающие удивлялись на Аркашу Пластова.

А с виду он был пацан как пацан.
Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Это я ветру привет передаю, аон мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат.
Или сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил.
По вечерам Аркаша с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
Очень Аркаше хотелось доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет.
Перескажите сжатый текст Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!С детства окружающие удивлялись

Слайд 19
Напишите
сжатое изложение
Желаю удачи!
Редко рождаются такие люди.
С виду

пацан как пацан.
Привет ветру.
Разговор с муравьями.
Вечерние беседы

с закатом.
Земля живая, всё на ней свой голос имеет.

Помните о знаках препинания при диалоге:
— П? — а.
— П, — а.
А:
— П.

Напишите сжатое изложениеЖелаю удачи! Редко рождаются такие люди. С виду пацан как пацан. Привет ветру. Разговор с

Слайд 20Всем
спасибо
за
работу!

Всемспасибо за работу!

Слайд 21Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык: учебник для

5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014 г.
Карасёва И.В.

Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс» Ладыженской Т.А., Баранов М.Т. и др. - Волгоград: Учитель, 2014 г.
Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М.: Школьная пресса, 2014 г.
Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia
Репродукции картин А.А.Пластова: http://opisanie-kartin.com/plastov-arkadij/

Использованный материал:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика