Слайд 1Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе на
тему
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Слайд 3«Четвёртый лишний»
сказка,
лёд, волшебный, чудо
Слайд 4Что вы знаете об имени существительном?
Обозначает предмет
Отвечает на вопросы
что? и кто?
Может быть мужского рода, женского рода, среднего рода
Относится
к одному из трёх склонений
Изменяется по падежам
Изменяется по числам
Может быть одушевлённым или неодушевлённым
Слайд 5«Четвёртый лишний»
лисички, ромашки, берёзы,
травы
Слайд 7«Я знаю, я умею, я могу»
1. Я знаю, что
такое имена существительные.
2. Я умею находить существительные среди других слов.
3.
Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
4. Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.
Слайд 8Тема урока
Одушевлённые
и
неодушевлённые
имена существительные
Слайд 9I в – выпишет одушевлённые имена существительные
II в – неодушевлённые
имена существительные
Белка, конфета, рыбка, берёза, гусеница, радуга, роза, перемена, медведь,
воробей.
Слайд 11Вам встретилось слово гусеница.
- Что вы себе представили?
К каким
существительным относится это слово? Почему?
I - вариант – составьте
простое предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто? Подчеркните главные члены предложения.
II – вариант - составьте простое предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что? Подчеркните главные члены предложения.
Слайд 12Вывод
В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и
неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения,
в котором употребляются.
Слайд 13А это какие существительные?
Русалка, водяной, черт, робот, толпа, народ, армия.
Слайд 14 По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый
ленивый Кот.
Плот спрашивает у Кота:
-Ты живой?
-Живой.
-А чем докажешь?
-Двигаюсь.
-Я плыву,
а ты сидишь.
-Захочу – буду шевелиться.
-Я – великий плот, живой, а коты – неодушевленные. Ты вещь, а я существо.
Кот подумал и говорит:
- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.
Слайд 15Имена существительные
одушевленные
множественное число
Р.П. учеников, коров
В.П. учеников,
коров
В.П. = Р. П.
неодушевленные
множественное число
Р.П. столы, толпы
В.П. столы, толпы
В.П. = И.П.
плот
мн.ч. коты
мн.ч. плоты
Р.п. нет кого? котов И.п. что? плоты
В.п. вижу кого? котов В.п. вижу что? плоты
Одушевлённое Неодушевлённое
Слайд 18Самостоятельная работа( парная)
Определить, используя таблицу, одушевленные или неодушевленные имена существительные.
русалка,
робот,
кукла,
народ
Слайд 19Р.П. русалок
В.П. русалок
Р.П. русалок
В.П. русалок
Р.П.кукол
В.П.кукол
Р.П.роботов
В.П.роботов
И.П.народы
В.П.народы
Слайд 20«Я знаю, я умею, я могу»
1. Я знаю, что такое
имена существительные.
2. Я умею находить существительные среди других слов.
3. Я знаю, что
имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
4. Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.
Слайд 21Самооценка за работу на уроке
12 баллов – «5»
11 – 10
баллов – «4»
9 – 7 баллов – «3»
Слайд 22Домашнее задание
Упр.488
или
напишите сказку об одушевлённых и неодушевлённых
именах существительных.