Слайд 1РАЗБОР ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛАМ «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
Задания части А
Учитель русского
языка и литературы МБОУ «СОШ №10»
ст. Нововладимировской
Тбилисского района
Ваганова Л.В.
Слайд 2Тема «Орфография и пунктуация»
Цель урока: повторить и обобщить орфографический материал,
совершенствовать навыки выполнения заданий части ЕГЭ;
Научиться делать правильный выбор в
пользу орфографических правил
Слайд 3Словарная разминка
Объяснить написание окончаний:
На экскурсии, в планетарии, о шалунье, о
лезвии . О бытии, домишко, братишка, полюшко
Слайд 5В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
1) бе..заботный, и..худал, ни..вергнуть
2) контр..гра, пед..нститут, небез..звестный
3) пр..зирать (труса),
пр..ображенный край, пр..милый
4) по..шутил, на..кусил, о..бросил
Слайд 6В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
1) по..сыпать, на..резать, пре..писать
2) фин..нспектор, об..скивать, пред..дущий
3) ра..тревожить, во..клицать,
и..ведать
4) пр..ступный, пр..мкнуть (к движению), пр..мерзкая ситуация
Слайд 7В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
1) пр..оритет, пр..открыть, пр..равнять
2) ни..ложить, чере..полосица, в..махивать
3) о..бросить, пре..рассудок,
по..ложный
4) пред..юльский, спорт..гра, с..змала.
Слайд 8В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
1) пр.. ступить (закон), пр..ступить (к работе), пр..емница
2) пост..мпериализм,
меж..рригационный, спорт..гра
3) бе..форменный, ..дача, бе..возвратно
4) з..пирать, пр..делки, пр..бабка
Слайд 9В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
1) во..кликнуть, ра..шить, ..держать
2) с..мпровизировать, вз..мать, без..тоговый
3) на..бавить, по..шутить,
о..блеск
4) пр..баутка, пр..дание (старины), пр..лежный
Слайд 10В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
1) бе..брежный, во..раст, бе..жалостный
2) пр..бывать (в недоумении), пр..вратность, пр..умолкнуть
3)
без..дейный, без..мянный, мед..нститут
4) суб..ективный, с..экономить, без..аварийный
Слайд 11Укажите ответ, в котором на месте цифр должны стоять запятые
Снег
(1) кажется (2) закончился, однако (3) тучи (4) все-таки (5)
низко висели над притихшим городом
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4, 5
3) 1, 2, 4, 5
4) 1, 2, 3, 5
Слайд 12Укажите ответ, в котором на месте цифр должны стоять запятые
Когда
(1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья
и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
1) 1, 2
2) 3, 4
3) 1, 2, 3, 4
4) 2, 3, 4
Слайд 13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
А он меж тем (1)
объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понесся (5) как молодой борзой пёс (6) красивейший (7) быстрейший (8)и молодший всех в стае.
1) 1, 3, 4, 5, 6, 7
2) 1, 2, 3, 5, 7
3) 2, 3, 4, 5, 6, 8
4) 1, 3, 4, 6, 7
Слайд 14
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия
в предложении:
Соревнования из-за дождя не состоялись ( ) и
решено было перенести их на ближайшее воскресенье.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Слайд 15Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении
В
лесу ещё снег лежит нетронутый ( ) и деревья стоят
в снежном плену.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна, т.к. есть общий второстепенный член.
Слайд 16Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Стволы
деревьев, освещенные огнем костра, шевелятся ( ) и тоже напоминают
монахов.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Слайд 17Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Для
метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания (
) и реализации его в художественном образе.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Слайд 18В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Первые несколько
лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем
его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
2) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать — громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.
4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио
Слайд 19В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (В)СКОРЕ Степан
привезет почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.
2) Выражение лица у неё было
такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.
3) По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
4) Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
Слайд 20Укажите ответ, в котором на месте цифр должны стоять запятые
В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих
собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик.
1) 1, 2
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
Слайд 21Обособленные определения
1. Х, согл, распростр ,
прич. + з.
сл.
прил. + з. сл.
сущ. + з. сл.
Берёза, растущая у окна,
...
Берёза, очень красивая, ...
Берёза, красавица с пышной кроной, ...
согл, распростр Х
Растущая у окна берёза
Х, несогл ,
Казаки в грязных шинелях сидели у костра
ИСКЛ: , , Х
добав. знач причины (потому что) Привлеченные светом, бабочки липли к стеклу.
уступки (хотя)
Раненный в ногу, командир не покинул поля боя.
Х .
Единое смысловое целое ( было лицо плутовское и О )
входит в состав сказуемого. (дети пошли на экзамен уверенные и спокойные)
2. , любое , Х, любое , (Х – личное местоимение)
Они, в грязных шинелях, ...
4. , , оторвано другими словами Х ...
3. Х, с. н/р , с. н/р , с. н/р ,
Слайд 22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложениях должны стоять запятые?
Эта сибирская река рассекала большие
горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно.
1) 1, 4 2) 2, 3
3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
Слайд 23В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложениях должны стоять запятые?
Рассыпанные по подоконнику (1) жареные
семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле.
1) 1, 2 2) 2, 3, 4
3) 2 4) 1, 2, 3, 4
Слайд 24В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
К вечеру лисица залегла в
густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.
1) 1, 2
2) 2, 4
3) 2, 3, 4
4) 1, 3, 4
Слайд 25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
В небе неподвижно стояли ястребы
(1) распластав свои крылья (2)и (3)неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.
1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 3
3) 1
4) 3, 4
Слайд 26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
Испуганный (1)шорохом (2) конь шарахнулся
в сторону (3) звеня (4)колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.
1) 1, 2, 3, 5
2) 2, 3, 5
3) 2, 3, 4, 5
4) 3, 5
Слайд 27Итог урока
Расскажите о правописании приставок;
Воробушек и воробышек. Какая форма правильная?
Расскажите
о постановке знаков препинания при обособлении.