Слайд 110 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ КЛУШИНА Н.П.
МОУ СОШ № 5
Г. НОВОАЛЕКСАНДРОВСК
Урок
русского языка.
Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.
Их употребление.
Слайд 2Орфоэпическая разминка
Вероисповедание, втридорога, газированный, диспансер, донельзя, закупорить,
издавна, искра, каталог, красивее, мельком, наотмашь, обеспечение, оптовый, приручённый,
углубить, торты, ходатайствовать.
Слайд 3В каком ряду в обоих словах на месте пропуска
пишется буква И?
1) (не)спряч…шь, (не) вид…вший
2)
(не)слыш…шь плач, (не)обид…вшийся на меня
3) (не)вид…мые миру слезы, перекле…м обои
4) трепещ…м от страха, муч…мый сомнениями
Слайд 4Определите, в каком предложении есть метафора.
1. Посреди поляны в белых,
сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб.
2. Русский
язык открывается до конца лишь тому, кто кровно любит свой народ…
3. Трилистник можно встретить как на заболоченных лугах, так и по берегам зарастающих озер.
4. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка.
Слайд 5Назовите лексические явления языка, запишите эти термины в тетрадь
Слова,
разные по звучанию, но близкие по значению…
Слова, сходные по
звучанию, но различные по значению …
Слова, противоположные по значению …
Слайд 6Тема урока
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Паронимы. Их употребление.
Слайд 7Определите тип омонимов
Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что
те любили засыпать на лекциях его.
(С.Маршак)
Я – под синим пологом на холме пологом. (В.Брюсов)
Сев в такси, спросила такса:
— За проезд какая такса? (Я. Козловский)
Слайд 8 МЫ ОБСТАВИМ ВСЕХ!
(Реклама салона мебели)
Обставить --
1. кого -
что чем. Поставить что-нибудь вокруг чего-нибудь (Обставить трибуну
цветами)
2. что. Завести мебель, обстановку (обставить кабинет)
3. перен., что. Устроить, создав подходящие условия. Хорошо обставить юбилей.
4. кого-что. Обогнать, опередить кого-нибудь ( в работе, в какой-либо деятельности)
5. кого. То же, что обыграть.(в 1 знач.) (прост.)
6. кого-что. То же, что обмануть (в 1 знач.) (прост.)
Слайд 9Выполнение упражнения 13
Обессилить – обессилеть
Прибывать -- пребывать
Слайд 10Готовимся к ЕГЭ
А2 В каком предложении вместо слова АРОМАТИЧЕСКИЙ нужно
употребить АРОМАТИЧНЫЙ?
1. Все блюда с белыми грибами необыкновенно АРОМАТИЧЕСКИЕ и
вкусные.
2. Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.
3. В настоящее время АРОМАТИЧЕСКИЕ вещества широко применяются в кулинарии.
4. АРОМАТИЧЕСКИЙ уксус совершенно изменил вкус речной рыбы.
Слайд 11
Роль синонимов в тексте
Синонимы (в том числе контекстуальные) как средства
языковой выразительности позволяют:
— уточнять мысль и передавать ее различные смысловые
оттенки: Пейзажи не показались мне такими выдуманными, вычурными, невероятными. (И. Е. Репин);
— выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой);
— обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума. (А. П. Чехов)
— более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров)
Слайд 12Синонимические ряды образуют систему оттенков одного и того же понятия
(Л.В.Щерба)
знаменитый писатель,
известный писатель,
выдающийся писатель,
замечательный
писатель,
большой писатель
Слайд 13Почему В. М. Шукшин из ряда возможных синонимов (они даны
в скобках) выбрал выделенный.
Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже
поминаю — стою над могилой, думаю (мыслить, размышлять, рассуждать, раздумывать). И дума (мысль, размышление, раздумье, помысел) моя о нем — простая (бесхитростная, незамысловатая, немудреная, обыкновенная).
Слайд 14Выбирая для своей речи синонимы, помните фразу В.В.Маяковского:
«Конь
-- изысканно, лошадь -- буднично».
Слайд 15Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют:
--уточнить мысль, сделать ее
ярче, образнее
-- дать более полную характеристику какого-либо явления;
--выразить авторскую
оценку обозначаемого
--усилить передаваемое содержание
Слайд 16Подведем итоги.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать
И, словно
сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Б.Слуцкий
Слайд 17Домашнее задание.
Параграфы 4-7.
Выписать из художественных текстов по 2
предложения с омонимами, синонимами, антонимами, паронимами и объяснить (устно) их
роль.