Разделы презентаций


Описание внешности человека с помощью произведений А.П. Чехова

Содержание

Портрет. фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок развития речи
Описание внешности человека с использованием материалов произведений А.П.Чехова

Урок развития речиОписание внешности человека с использованием материалов произведений А.П.Чехова

Слайд 2Портрет
.

фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»,

устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо

человека либо группы людей.


Портрет. фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение

Слайд 3Портрет литературного героя
одно из средств художественной характеристики, состоящее в том,

что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё

отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Портрет литературного герояодно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев

Слайд 4Портрет в произведениях А.Чехова
Не просто изображение литературного героя, его характера.

Это проявление индивидуальных особенностей,
развитие литературного персонажа,
отражение внутреннего состояния.

Портрет в произведениях А.ЧеховаНе просто изображение литературного героя, его характера. Это проявление индивидуальных особенностей, развитие литературного персонажа,

Слайд 5Женский портрет
«Вспомнил он ее тонкую, слабую шею, красивые, серые глаза.»
«Это

была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная..» Чехов

А. П. «Дама с собачкой»
Женский портрет«Вспомнил он ее тонкую, слабую шею, красивые, серые глаза.»«Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая,

Слайд 6 Сравнительная характеристика персонажей

«Стояли две

девушки. Одна из них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с

целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же, совсем еще молоденькая - ей было 17 - 18 лет, не больше - тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами, с удивлением посмотрела на меня.»
Чехов А. П. «Дом с мезонином»


Сравнительная   характеристика персонажей«Стояли две девушки. Одна из них, постарше, тонкая, бледная,

Слайд 7Портрет как способ передачи авторского отношения
«Это была тихая, добродушная, жалостливая

барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее

полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, все улыбались…»
Чехов А. П.: Душечка
Портрет как способ передачи авторского отношения«Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая.

Слайд 8Портрет-характеристика
«Бабушка, важная, пышная в своем шелковом платье, надменная.»

Чехов А. П.

« Невеста»

Портрет-характеристика«Бабушка, важная, пышная в своем шелковом платье, надменная.»Чехов А. П. « Невеста»

Слайд 9Мужской портрет
«Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой,

плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика на

большой дороге, разъевшегося, невоздержного и крутого. Лицо суровое, покрыто синими жилками, глаза маленькие, нос красный. При высоком росте и широких плечах у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком - дух вон.»
Чехов А. П. Палата No 6
Мужской портрет«Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает

Слайд 10«Никита, старый отставной солдат с порыжелыми нашивками. У него суровое,

испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и

красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные.»
Чехов А. П. «Палата N 6»
«Никита, старый отставной солдат с порыжелыми нашивками. У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение

Слайд 11Детский портрет
. Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой,

пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами
Сестра его

Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными блестящими глазами,
Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках.
По лицу ее разлито умиление.
Алеша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты.
По виду он флегма, но в душе порядочная бестия
Детский портрет. Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у

Слайд 12Внешность-ключ к разгадке образа
Это молодой блондин, не старше 30 лет,

среднего роста, очень полный, широкоплечий, с рыжими бакенами около ушей

и с нафабренными усиками, придающими его полному, гладкому лицу какое-то игрушечное выражение. Одет он в очень короткий пиджак, в цветную жилетку, в брюки с большими клетками, очень широкие сверху и очень узкие книзу, и в желтые ботинки без каблуков.
Чехов А. П. «Скучная история»

Лида…, стоя около крыльца с хлыстом в руках, стройная, красивая, освещенная солнцем, приказывала что-то работнику. Торопясь и громко разговаривая,
Чехов А. П. «Дом с мезонином»,

Иван Андреич Лаевский, молодой человек лет 28, худощавый блондин, в фуражке министерства финансов и в туфлях.
Чехов А. П. « Дуэль»

Внешность-ключ к разгадке образаЭто молодой блондин, не старше 30 лет, среднего роста, очень полный, широкоплечий, с рыжими

Слайд 13Портрет-отрицание
«Сам он имел неинтересную, незаметную наружность; при слабом, нездоровом сложении

и при небольшом росте у него были полные, пухлые щеки,

точно он надувал их; глаза не мигали, и взгляд был острый, бородка рыжая, жидкая, и, задумавшись, он всё совал ее в рот и кусал».
Чехов А.П. «В овраге»
Портрет-отрицание«Сам он имел неинтересную, незаметную наружность; при слабом, нездоровом сложении и при небольшом росте у него были

Слайд 14Портрет «маленького человека»
«Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом,

с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то

кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние.»
Чехов А.П. «Душечка»
Портрет «маленького человека»«Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и

Слайд 15Портрет- психологическая деталь
Мать улыбнулась, просияла, но тотчас же сделала серьёзное

лицо…Он смотрел на мать и не понимал, откуда у неё

это почтительное, робкое выражение лица и голоса.

Через час очень похудел, побледнел, осунулся, лицо сморщилось, глаза были большие, и как будто постарел, стал меньше ростом…

А.П.Чехов. «Архиерей»

Оттенки чувств, изменения внутреннего состояния героя показаны через портретное описание.

Портрет- психологическая детальМать улыбнулась, просияла, но тотчас же сделала серьёзное лицо…Он смотрел на мать и не понимал,

Слайд 16Детали портрета
Липа была в новом розовом платье, сшитом нарочно для

смотрин, и пунцовая ленточка, точно пламень, светилась в ее волосах.

Она была худенькая, слабая, бледная, с тонкими, нежными чертами, смуглая от работы на воздухе; грустная, робкая улыбка не сходила у нее с лица, и глаза смотрели по-детски - доверчиво и с любопытством.

На нем были блестящие резиновые калоши и вместо галстука красный шнурок с шариками, и на плечах висело пальто, не надетое в рукава, тоже новое.
Рыжие волосы поднимались из-за гребенки ,как сияние, нос был вздернутый, глаза хитрые.

Яркие детали портрета подсказывают читателю, акцентируют внимание, заставляют задуматься над образом.

Детали портретаЛипа была в новом розовом платье, сшитом нарочно для смотрин, и пунцовая ленточка, точно пламень, светилась

Слайд 17Средства художественной изобразительности
Сравнения
Дама, очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную

гусыню, гуляла по саду, в русском костюме с бусами, всегда

под зонтиком,
нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки
в венчальном наряде она очень похожа на стройное вишневое деревцо, когда весною оно сплошь бывает покрыто нежными белыми цветами»


Эпитеты, метафоры
Со своими льняными волосами
Робкая улыбка
Глаза у него выпуклые, рачьи, галстук похож на рачью шейку
бородка рыжая, жидкая,

Средства художественной изобразительностиСравненияДама, очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню, гуляла по саду, в русском костюме

Слайд 18Особенности чеховских портретов
Портреты-штрихи, так как нет подробного описания черт лица,

головы, тела, рук.
Портретное описание краткое, но ёмкое.
Портреты «говорящие»
Портрет-характеристика персонажа
Яркие детали

портрета- символы
В портрете Чехова- движение, изменение, т.е.жизнь.
Особенности чеховских портретовПортреты-штрихи, так как нет подробного описания черт лица, головы, тела, рук.Портретное описание краткое, но ёмкое.Портреты

Слайд 19Открытка
Задание:
Найдите в описании яркую деталь, как вы думаете, какую роль

она играет в создании образа героини произведения.
Как автор в портрете

передает чистую и смиренную душу Липы.

«Она была молода, еще девочка, с едва заметной грудью, но венчать было уже можно, так как года вышли. В самом деле она была красива, и одно только могло в ней не нравиться - это ее большие, мужские руки, которые теперь праздно висели, как две большие клешни.»
Чехов А. П. «В овраге»

ОткрыткаЗадание:Найдите в описании яркую деталь, как вы думаете, какую роль она играет в создании образа героини произведения.Как

Слайд 20Открытка
Задание:
Выпишите из текста причастия, отглагольные прилагательные, объясните их лексическое значение

и правописание

«На нем был теперь застегнутый сюртук и поношенные

парусиновые брюки, стоптанные внизу. И сорочка была неглаженая, и весь он имел какой-то несвежий вид. Очень худой, с большими глазами, с длинными худыми пальцами, бородатый, темный и все-таки красивый.»
Чехов А. П. «Невеста»
ОткрыткаЗадание:Выпишите из текста причастия, отглагольные прилагательные, объясните их лексическое значение и правописание «На нем был теперь застегнутый

Слайд 21Открытка
«Вместе с Анной Сергеевной вошел и сел рядом молодой человек

с небольшими бакенами, очень высокий, сутулый; он при каждом шаге

покачивал головой и, казалось, постоянно кланялся. Вероятно, это был муж, которого она…, в порыве горького чувства, обозвала лакеем. И в самом деле, в его длинной фигуре, в бакенах, в небольшой лысине было что-то лакейски -скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой-то ученый значок.»
Чехов А. П. « Дама с собачкой»

Задание:
Определите, какие лексические средства помогают автору создать образ мужа.

Открытка«Вместе с Анной Сергеевной вошел и сел рядом молодой человек с небольшими бакенами, очень высокий, сутулый; он

Слайд 22Открытка
Задание: Выпишите из текста прилагательные с приставкой не-, объясните правописание.
Подумайте,

почему автор «нанизывает» отрицательные прилагательные.
«Сам он имел неинтересную, незаметную наружность;

при слабом, нездоровом сложении и при небольшом росте у него были полные, пухлые щеки, точно он надувал их; глаза не мигали, и взгляд был острый, бородка рыжая, жидкая, и, задумавшись, он всё совал ее в рот и кусал».
Чехов А.П. «В овраге»
ОткрыткаЗадание: Выпишите из текста прилагательные с приставкой не-, объясните правописание.Подумайте, почему автор «нанизывает» отрицательные прилагательные.«Сам он имел

Слайд 23Открытка
Задание:
Выберите из текста цветовые прилагательные, подумайте, какой

смысл вносят они в описание, какой образ помогают создать.
«У Аксиньи

были серые наивные глаза, которые редко мигали, и на лице постоянно играла наивная улыбка. И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленая, с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову.» Чехов А. П.«В овраге»

ОткрыткаЗадание:   Выберите из текста цветовые прилагательные, подумайте, какой смысл вносят они в описание, какой образ

Слайд 24Открытка
Задание:
Подумайте, с помощью каких лексико-грамматических средств автор создает образ «маленького

человека»
«Против них на скамеечке, скорчившись и поджав ноги, сидел Никодим

Александрыч, маленький, аккуратненький, с зачесанными височками.»
Чехов А. П. «Дуэль»
ОткрыткаЗадание:Подумайте, с помощью каких лексико-грамматических средств автор создает образ «маленького человека»«Против них на скамеечке, скорчившись и поджав

Слайд 25Открытка
«Надежда Федоровна была в веселом, шаловливом настроении. Ей хотелось прыгать,

хохотать, кричать, дразнить, кокетничать. В своем дешевом платье из ситчика

с голубыми глазками, в красных туфельках и в той же самой соломенной шляпе она казалась себе маленькой, простенькой, легкой и воздушной, как бабочка.»
Чехов А. П. « Дуэль»

Задание:
Соответствует ли описание внешности внутреннему состоянию героини, в чем особенность ее портрета.
Выпишите лексико-грамматические средства, которые помогают созданию образа бабочки.

Открытка«Надежда Федоровна была в веселом, шаловливом настроении. Ей хотелось прыгать, хохотать, кричать, дразнить, кокетничать. В своем дешевом

Слайд 26Открытка
Оленька полнела и вся сияла от удовольствия..
Она похудела

и подурнела, и на улице встречные уже как прежде не

улыбались ей; постарела.., и на душе у нее по-прежнему и пусто, и нудно, и отдает полынью.
На лице ее засветилась прежняя улыбка, и вся она ожила, посвежела, точно очнулась от долгого сна.
Чехов А. П. «Душечка»

Задание:
Найдите детали портрета, с помощью которых передается перемена внутреннего состояния героини.

ОткрыткаОленька полнела и вся сияла от удовольствия.. Она похудела и подурнела, и на улице встречные уже как

Слайд 27Ссылки
/kraevushka.livejournal.com/159886.html
http://images.yandex.ru/
http://www.ostrovok.de/old/classics/chekhov/
http://author-chehov.ru/index.php?wh=p00131&pg=3

Ссылки/kraevushka.livejournal.com/159886.htmlhttp://images.yandex.ru/http://www.ostrovok.de/old/classics/chekhov/http://author-chehov.ru/index.php?wh=p00131&pg=3

Слайд 28Автор работы
Андреева А.А
Учитель русского языка, МОУ СОШ №1
Г.Мирный, РС(Я)

Автор работы Андреева А.АУчитель русского языка, МОУ СОШ №1Г.Мирный, РС(Я)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика