Слайд 1Десятое сентября
Классная работа
Орфограммы в корне
Урок в 6 классе
Учитель: Литвинова Е.С.
Слайд 2Цели и задачи урока:
Вспомнить изученные в 5 классе орфограммы в
корне слова;
Закрепить навыки и умения грамотного выполнения упражнений на данные
орфограммы;
Вспомнить правильное графическое выделение данной орфограммы.
Слайд 3Теоретическая справка:
Безударная проверяемая гласная в корне слова:
Чтобы проверить безударную проверяемую гласную в корне слова,
необходимо подобрать такое проверочное слово, где бы эта гласная была под ударением:
водяной – воды, полоскать - лоск
Слайд 4Теоретическая база:
2. Непроверяемая безударная гласная в корне слова:
Непроверяемую согласную в корне слова необходимо запомнить или проверить
по словарю.
Апельсин, вокзал, корзина.
Слайд 5Теоретическая база:
3. Чередующаяся гласная в корне слова:
а) в зависимости от согласной: ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ, РОС;
б) в зависимости от ударения: ГАР /ГОР, ЗАР/ЗОР;
в) по наличию суффикса А: КАС/КОС, БЕР/БИР, ТЕР/ТИР, ПЕР/ПИР, МЕР/МИР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ, СТЕЛ/СТИЛ и др.
Слайд 6Теоретическая база:
4. Непроизносимая согласная в корне слова:
Чтобы
проверить непроизносимую согласную в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово,
где после согласной будет стоять гласный или сонорный согласный.
Поздний (позден), устный (уста), дуб (дуба);
5. Непроверяемая непроизносимая согласная в корне слова проверяется по словарю и заучивается.
футбол, рюкзак, шоссе, профессия.
Слайд 7Задание №1:
Ориентируясь на слова для
справок вставьте пропущенные буквы и запишите их в тетрадь:
Авт* ритет, вент * лятор, г * ризонт, д * рижёр, к * мфорт, к * нсерватория, л * терея, мон * лог, ун * кальный, ф * рфор, чем * дан, энц * клопедия.
слова для справок: энциклопедия, комфорт, авторитет, консерватория, чемодан, вентилятор, уникальный, горизонт, лотерея, дирижёр, интервал, монолог, фарфор.
Задание №2:
Распределите слова с орфограммами-гласными в корне в два столбика: безударные гласные и чередующиеся в корне слова.
Росистый луг, заросли тростника, косой дождь, коснуться волос, гористая местность, загорелый спортсмен, озарить вспышкой, поклониться публике, маленькая ложбинка, положить на стол, логичный поступок, полагаться на случай.
Слайд 8Задание №3:
Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Дядя Петя
Деревенский огород ст_р_жил старенький дядя Петя. Он был ст_рожилом нашей деревни. В молодости он сост_ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв_тил своей машине. Разв_вался сам и разв_вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв_вался флажок ударника. Так люди просл_вляли героя труда.
Теперь дядя Петя состарился и сост_вляет вместе с другими старичками отряд пенсионеров. Он уже успел пос_деть, а без работы с_деть не научился. Каждый день то грядку вскопает, то всходы моркови прор_дит. Вся деревня бл_госл_вляет дядю Петю.
Слайд 9Задание №4:
Распределите слова по группам орфограмм в корнях слов:
1)Телеграмма, 2)отвесный,
3)просьба, 4)искусство, 5)напрасный, 6)участник, 7)селёдка, 8)молотьба, 9)суббота, 10)косьба, 11)ссора, 12)дéтки,
13)кроссворд, 14)бородка, 15)вкусный, 16)ноздри, 17)перстни, 18)килограмм, 19)верблюд, 20)переворот, 21)постный.
Слайд 10Задание №5:
Буквенный диктант:
В тетради записываются только буквы, которые необходимо вставить
в слова:
Выб_рать, отр_сль, выт_рать, заж_галка, изл_жение, сл_гаемое, отм_рять, прик_саться, подст_лить,
з_ря, прил_гательное, р_стущий, пор_сль, изл_гать, р_стовщик, прот_реть.