Основные виды сложных предложений
(9 класс)
Основные виды сложных предложений
(9 класс)
1.Покраснела рябина,
посинела вода.
2.Луны не было на небе:
она в ту пору поздно всходила.
3. Слабо шурша, падали шишки;
вздыхая, шумел лес.
1.Покраснела рябина,
посинела вода.
2.Луны не было на небе:
она в ту пору поздно всходила.
3. Слабо шурша, падали шишки;
вздыхая, шумел лес.
Соединительные
И, ДА (в значении И),
НИ – НИ, ТОЖЕ,
ТАКЖЕ
Противительные
А, НО, ДА (в значении НО),
ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ
?
Есть общее вводное слово
Вероятно, [он был в затруднении] и [в его душе совершалась борьба].
?
Союз И соединяет два вопросительных, или два восклицательных, или два назывательных предложения
[Когда мы отправимся] и [где назначена встреча]?
[Ночь] и [огромная луна ].
1. Не является членом предложения;
нельзя поставить вопрос.
Я сказал, что люблю осенний лес .
2. Союз может быть опущен.
Я сказал: «Люблю осенний лес».
3. Можно заменить другим союзом.
Я сказал, будто люблю осенний лес.
1. Является членом предложения; можно поставить вопрос.
Мы не знали, что произошло.
2. Союзное слово опустить нельзя.
Мы не знали … произошло.
3. Можно заменить другим значащим словом.
Мы не знали, какое событие произошло.
?
В доме, что стоял на пригорке, мы остановились.
[… сущ., (союзн.сл. что…) , …].
Дом, где мы остановились, стоял на пригорке.
[… сущ., (союзн.сл. где…) , …].
Дом, откуда мы вышли, стоял на пригорке.
[… сущ., (союзн.сл. откуда…) , …].
Дом, куда мы вошли, стоял на пригорке.
[… сущ., (союзн.сл. куда…) , …].
Что волки жадны, всякий знает.
(Союз что…) , [… гл.].
Мысль, что она не успеет, ужаснула меня.
[Сущ., (союз что…) , …].
Места
ГДЕ, КУДА, ОТКУДА
Путники шли туда (куда?) ,
откуда слышался шум машин.
Времени
КОГДА (КОГДА …ТО),ПОКА, КАК ТОЛЬКО,
ЕДВА, С ТЕХ ПОР КАК, (С ТЕХ ПОР, КАК) ,
ДО ТЕХ ПОР ПОКА (ДО ТЕХ ПОР, ПОКА) и др.
Я вернулась (когда?) , когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
СЛЕДСТВИЯ
ТАК ЧТО
Она не сдала экзамен,
так как ничего не читала.
Цели
ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ и др.
Мы пошли через поле (зачем?) ,
чтобы сократить путь.
Причины
ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ИБО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО и др.
Нужно зажечь лампу (почему?) , потому что становится темно.
Сравнения
КАК, ЧЕМ, ЧЕМ … ТЕМ,
СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО и др.
Перед грозой в лесу стало тихо (как?) , будто всё умерло.
Уступки
ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО,
ПУСКАЙ, КАК НИ
Как ни торопились мы к станции,
всё равно опоздали.
Однородное подчинение
[Слышно было] , (как в саду шагал садовник) ,(как скрипела его тачка) .
Если придаточные однородны и соединены союзом и,
то запятая между ними не ставиться
[Лесник знал] , (где живёт белка) и (где ходят на водопой кабаны) .
Запятая
Перечисление фактов
[В лесу поют птицы] ,
[над цветками летают
бабочки]
Пояснение ( а именно)
[Мы увидели неожиданную картину] : [на опушке стоял лось].
Двоеточие
Вывод , следствие
[Ласточки летают низко над землёй] – [жди дождя].
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть