Слайд 1Презентация к уроку русского языка для учащихся 9-11 классов
«Пишем сочинение-рассуждение»
Выполнил автор:
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Забайкальский
центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
г.Чита, Забайкальский край
г.Чита, 2016 г.
Слайд 4Виды вступления:
вопросно-ответное единство
цепочка вопросительных предложений.
назывное предложение
риторический вопрос
цитата
парадоксальное высказывание
Слайд 5Основная часть
Формулировка проблемы.
Проблема– это сложный теоретический или практический
вопрос, требующий решения, исследования.
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии,
воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.
Слайд 6Речевые клише:
Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает)
… проблему
Касается .. проблемы.
Уделяет внимание ...
проблеме.
Над какой-л. проблемой думать, работать.
Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
Автор затрагивает проблему...
Много места уделено проблеме...
Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
Автор очень эмоционально отстаивает идею...
Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ..
Слайд 7Комментарий
(характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение
мыслей по поводу сформулированной проблемы текста
Слайд 8Речевые клише:
Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
Эта проблема в
настоящее время актуальна, как никогда…
Выбранная для разговора с читателем тема,
на мой взгляд, очень злободневна.
Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...
Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…
Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.
Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.
Слайд 9Авторская позиция
Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный
в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Слайд 10Средства выражения авторской позиции
Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
Автор убедительно доказывает
свою мысль…,
…- Так определяет автор своё отношение к …
Автор образно
воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…
Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…
Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы
Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);
Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);
Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений
Слайд 11 Моя позиция
особенно близка мне мысль автора о… ;
мне
близка позиция автора по отношению к… ;
согласен с автором в
том, что… ;
вполне согласен с мыслями автора о… ;
автор прав, утверждая, что…
По моему мнению,
По — моему,
Я думаю, что...
Мне кажется, что..
Слайд 12Аргументы
– это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед
слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.
Слайд 13В качестве аргументов могут выступать:
а) логические доказательства, доводы;
б) примеры, случаи,
факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;
в) мнения авторитетных
людей, цитаты и др.
Вспомним…
Это подтверждается …
В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
Пример из литературы
По выбору учащегося, можно из личного опыта
Слайд 15Заключение
В заключение хотелось бы отметить...
Прочитав данную
статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что.
..
На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...
Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
Таким образом, нельзя не согласиться…
Слайд 16Литература:
Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3 (С):
учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство
«Экзамен», 2007.
Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на
ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский язык». - №12. – 2006 г.