Слайд 1Правописание суффиксов причастий.
Слайд 2Классификация орфограмм суффиксов причастий, представляющих трудности для написания
Правописание суффиксов причастий,
зависящих от спряжения глаголов, от которых они образованы.
Правописание перед суффиксами
причастий прошедшего времени гласной, которая зависит от суффикса неопределенной формы глагола.
Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Слайд 3Выбор суффиксов причастий УЩ .ЮЩ.АЩ.ЯЩ .ЕМ.ИМ зависит от спряжения глагола
Запомните:
спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяем по неопределенной форме
глагола.
Слайд 5Алгоритм правописания суффиксов причастий, зависящих от спряжения глагола
Шаг 1: СТАВЛЮ
УДАРЕНИЕ
бОр…..щийся
клЕ……мый
Шаг 2: ВЫДЕЛЯЮ СУФФИКС
Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ
ГЛАГОЛА И ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ
бороться 1
клеить 2
Шаг 3: ПИШУ УЩ.ЮЩ В ПРИЧАСТИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ 1 СПРЯЖЕНИЯ, И
АЩ, ЯЩ – ОТ ГЛАГОЛОВ 2 СПРЯЖЕНИЯ
борЮщийся
клеИмый
Слайд 61.1.Образуйте от данных глаголов причастия, графически обозначьте орфограмму. От некоторых
глаголов можно образовать разные причастия.
Красить, слышать, читать, видеть, сеять, лелеять,
мучить, дарить, строить, зажигать, гнать.
Слайд 71.2.Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание.
Неж...щийся на солнце, часто организу…мый,
слыш...мый шорох, сыпл...щийся с потолка, подгоня...мые, ветром, терп...щий боль, изгоня…мый
из общества, стел..щийся по земле, хлопоч...щая хозяйка, кле...щии карандаш, хвал...щий спектакль, мол...щий о пощаде, бор...щийся с пургой, шепч...щий на ухо, плач...щий малыш, знач...мое событие, слав...щийся делами, реж...щий инструмент, ла...щая свора,
Слайд 81.3.Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор.
Колыш..щийся на крыше, исследу..мый
об(?)ект, ран..щий словом, грохоч..щий гру-зовик, та...щий на солнце, слабо дыш..щий,
колебл...мый ветром, (не)навид..мый всеми, вполне ра(з/с)реша..мый. двига..мый жела-нием, дремл..щии на лекции, плохо вид..мый, завис..щий от отца, ма..щийся зубами, больно жал..щий, много знач..щий, всеми ува-жа..мый, сж..га..мый страст(?)ю, стро..щийся район, хол..щий жеребенка.
Слайд 9Ключ к 1.3.
КолышУщийся (1спр) на крыше, исследуЕмый (1спр) объект, ранЯщий(2спр)
словом, грохо-чУщий (1спр) грузовик, таЮщий (1спр) на солнце,слабо дышАщий(2спр),колеблЕмый (1спр)
ветром, ненавидИмый(2спр, нет сл.без НЕ) все-ми, вполне разрешаЕмый(1спр),дремлЮщий (1спр) на лекции, плохо видИмый (2спр), зави-сЯщий(2спр) от отца, маЮщийся (1спр) зуба-ми,больно жалЯщий(2спр),много значАщий (2спр), всеми уважаЕмый (1спр), сЖИГаЕмый (1спр) страстью, строЯщийся (2спр) район, холЯщий(2спр) жеребенка.
Слайд 101.4.Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор.
Буд...щий по утрам,
аккуратно бре..мый, кра-с..щий волосы, всеми совету..мый, стро-га..мые доски, редактиру..мый мной,
пле-щ..щиеся ребятишки, ре..щие знамена, зна-ч..щийся в списках, поддержива..мый дру-гом,бел..щий стены, пол..щий грядки, се..мый весной, точ...щий косу, ра(с/з)ст..ла..мый на полу, незабыва...мое событие, кол...щий дрова, ро...щие канаву, едва замеча..мый, терп...щий бедствие.
Слайд 11Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени – ВШ
-
Шаг 1: Ставлю ударение
стро…..вший
та…..вший
Шаг 2: выделяю суффикс ВШ
Шаг 3:Образую инфинитив глагола и подчеркиваю гласную перед ТЬ
строИть
таЯть
Шаг 4: Пишу слово с той же гласной перед вш , что и в инфинитиве
строИвший
таЯвший
стро..- вш - ий
та.. – вш - ий
Слайд 12Правописание гласной перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, Ш
(- ?гл-ВШ-,-Ш-)
Слайд 13Правописание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени НН
(?гл-НН-(-Н-)
Слайд 14Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий НН и Н
Шаг 1:
ВЫДЕЛЯЮ НН,Н
Увенч.. – НН - ый
Постро…- НН - ый
Шаг 2:
ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ
ГЛАГОЛА И ПОДЧЕРКИВАЮ ГЛАСНУЮ ПЕРЕД ТЬ
увенчА- ть
построИ -ть
Шаг 3: Пишу слово с гласнОЙ А, Я, Е, как и в инфинитиве, перед суффиксом причастий НН или Н.
!!!!! Гласная - И - в инфинитиве становится суффиксом -ЕН - или -ЕНН - в причастии
увенчАнный
построЕнный
Слайд 152.1. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя
внутреннее поле.
Обид...вший друзей, наде...вшийся на чудо, кле...вший обои, полностью выздоров…вший,
больно жал...вший, слабо слыш...вший, обе(з/с)сил..вший от голода, посе...вший подозрение, вид...вшая фильм, зате...вший ссору, та...вшии в сумке, ра(з/с)ка...вшийся во зле, рано с(о/а)стар…вшийся, (не)навид...вший ложь, ра(з/с)се...вший с(о/а)мнения, (не)ча...вший увидеть, ре...вший над крышей, леле...вший ребенка, забле...вший ягненок, опостыл...вшая работа.