Слайд 2Цели урока:
Сформировать знания о деепричастии, о его видах и способах
образования,
Развивать способность находить в тексте деепричастия, и определять их морфологические
признаки,
Воспитывать бережное отношение к слову.
Слайд 3Задание:
От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени в форме
единственного числа мужского рода: спадать, рыдать, играть, чистить, аукать, стонать,
терпеть, издавать, беречь.
Слайд 4Деепричастие:
это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие по отношению к
основному, указанному формой глагола, и отвечает на вопросы что делая?
Что сделав?
Деепричастие обладает признаками глагола и наречия.
Как форма глагола деепричастие обладает некоторыми его грамматическими признаками:
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Они сохраняют вид глагола, от которого образованы: читают-читая.
Возвратность и невозвратность.Колыхаясь-возвратное,сверкая-невозвратное
Переходность – непереходность: скрестить руки-скрестив руки(перех). Дойти до дома-дойдя до дома(непер)
С наречиями деепричастия сближаются по форме:
Они не изменяются, имеют вопросы наречия.
В предложении выполняют функцию обстоятельств, связываясь с другими словами способом примыкания.
Слайд 5Деепричастия могут иметь при себе
зависимые слова.
Деепричастия с зависимыми
словами называется деепричастным оборотом.
Деепричастия несовершенного вида.
Образуются от основы настоящего времени
глагола при помощи суффикса –а,-я.
После шипящих употребляется суффикс –а, в остальных случаях –я.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы совершенного вида прошедшего времени при помощи суффиксов –в,-ши,-вши,-а,-я
Слайд 6Прочитайте. выпишите предложения, имеющие в своём составе деепричастия. Произведите синтаксический
разбор выписанных предложений. Обозначьте морфемный состав деепричастий.
Н.Н.Семёнов был одним из
основателей Московского физико-технического института. Он создал замечательную «семёновскую школу», которая приобрела мировую славу и добилась выдающихся достижений. Своим учителем Н.Н.Семёнова считали не только те, кто работал с ним рядом, но и очень многие учёные России и других стран, знавшие его труды и слушавшие его выступления,в том числе даже и некоторые Нобелевские лауреаты. Наконец, он был интереснейшей личностью, глубоко чувствовал искусство и художественную литературу, интересовался философией. Он любил слушать людей и сам увлеченно рассказывал о событиях своей жизни, научных открытиях, исторических личностях. Сказать, что он умел слушать с неподдельным интересом, значит не сказать ничего. Это умеют многие. Но так живо включаться в дело, входя во все детали, нетерпеливо ждать нового результата, не давая покоя ученикам, из известных мне людей мог только Н.Н.Семёнов.
Слайд 7Из данных слов выпишите только деепричастия, обозначая в них все
морфемы. Объясните,почему у деепричастия нет окончания.
Улыбающийся, улыбаясь, смеясь, смеялся, смеётся,
молчи, молча, молчать, молчавший, бегущий, бегая, беги,бежит, открытый, открывая, отрой, открывает, танцующий, танцуя, танцую, танцует.
Слайд 8Упражнение
Из данных слов составь предложения.
Запиши.
Слайд 9Загадка
Не смотрел в окошко –
Был один Антошка
Посмотрел в окошко
–
Там второй Антошка
Что это за окошко
Куда смотрел Антошка
Слайд 10Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу в предложениях,
графически обозначая синтаксическую функцию деепричастий и деепричастных оборотов. Устно определите
для каждого деепричастия признаки глагола и признаки наречия.
Небольшие рыбки, которых разводят в некоторых местах Японии,за несколько часов до землетрясения начинают метаться в аквариумах предупреждая о приближающейся опасности.
Рыба фоган подвергаясь опасности начинает заглатывать воду и раздуваться, а затем превратившись в круглый шар всплывает на поверхность. Акула не подозревая опасности набрасывается и проглатывает этот шар. Фоган находясь в желудке хищника начинает раздуваться ещё больше. Острые шипы, расположенные на брюхе рыбы, рвут стенки желудка хищника и тот медленно погибает.
Наиболее быстрыми из летающих птиц считаются утки и гуси. Красногрудый крохаль, гага, нырок северо-американский и гусь со шпорами могут иногда развивать скорость до 108 км/ч спасаясь от опасности.
Слайд 11Решаем тест по теме: «деепричастие»
1.Укажите деепричастие
А) выкрашен краской
В) выкрасить краской
С) выкрасил краской Д) выкрасив
краской
2.Укажите деепричастие
А) прочитал В) прочитан С) прочитав Д) прочитавший
3. Укажите деепричастие, соответствующее схеме: приставка, корень, два суффикса:
А) оглядываясь В) торопясь С) летая Д) отмечая
4. Укажите суффиксы деепричастий совершенного вида:
А) –в,-ши,-вши,-а,-я В) –а,-я,-ши
С) –в,-ащ,ящ Д) –а,-я
5. Укажите глаголы, от которых невозможно образовать деепричастия:
А) стричь, бегать В) плакать, знать
С) вязать, пахать Д) разговаривать, поговорить
Слайд 12Творческое задание.
1 команда
Девочка отпрашивается в кино вечером. Родители её не
отпускают. Убедите их, что вам необходимо пойти туда.
2 команда
Учитель собирается
выставить 3 за четверть. Убедите его, что вам нужна только 5.