Слайд 1Исследовательский урок по русскому языку
Происхождение и употребление слов в современном
русском языке
учитель Мезенцева Т.С.
Слайд 2Происхождение и употребление слов в современном русском языке
(урок исследование)
Содержание:
I.Введение:
- актуальность;
- цели;
- задачи;
- объект исследования;
-
методы исследования;
II. Объекты исследования:
2.1. . Лексика с точки зрения происхождения и употребления.
2.2.Исследование лексики, ограниченной в употреблении;
2.3. Исследование общеупотребительной лексики;
2.4. Заимствованные и интернациональные слова;
2.5.Домашнее задание.
III. Заключение.
Слайд 3Происхождение и употребление слов в современном русском языке
(урок исследование)
Актуальность:
Молодые
люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов,
забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.
Слайд 4Происхождение и употребление слов в современном русском языке
(урок исследование)
Цель:
обогатить словарный запас учащихся.
Задачи:
- дать понятие об общеупотребительных и ограниченных
в употреблении словах;
развивать языковое чутье;
развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, работы со словарём.
Слайд 5Происхождение и употребление слов в современном русском языке
(урок исследование)
Объект
исследования: лексика с точки зрения происхождения и употребления.
Методы исследования:
проблемный
метод;
поисковый метод;
метод информатизации;
метод исследования.
Слайд 6Происхождение и употребление слов в современном русском языке
(урок исследование)
Лексика
с точки зрения происхождения и употребления
Слайд 7Происхождение и употребление слов в современном русском языке
(урок исследование)
Исследование
лексики, ограниченной в употреблении:
1.Диалекты: «Матушка схватила рогач, подцепила им махотку
и, споткнувшись об услон, уронила его на мост»(смысл текста)
2.Профессионализмы. Термины: кингстон, лихтер, салинг, шкафут.(значение слов).Человек какой профессии поможет узнать значение слов: мезис, детрит, ганглий, финноз?
3.Жаргонизмы: шухер, клёво, базар, бабки, чел, фраер, кент, шнобель, мамон – расшифровка слов.
Слайд 8Происхождение и употребление слов в современном русском языке
(урок исследование)
Исследование
общеупотребительной лексики.
1.Аркаизмы: шуйца, десница, перст, чело, вежды, очесы, ланиты(что объединяет
слова)
Выбор аркаизмов из стихотворения «Как ныне сбирается вечный Олег…»
2.Неологизмы: бизнес, сотовый, видеофон, экспорт, импорт, плеер, компьютер – разбор слова по темам:
Экономика Техника
Слайд 9Происхождение и употребление слов в современном русском языке
(урок исследование)
Заимствованные
слова:
Немецкие слова – кухня, галстук, ефрейтор;
Английское – кекс;
Французское – банк;
Латинское
– кворум; заимствованные из русского другими языками – воевода, дума, рубль, пуд, самовар, совет, пирожки, казачок.
Интернациональные слова: автомобиль.
Выбор используемых слов по признакам заимствованных, начало на -а,-э, сочетание –не, -хе, -ге, -пю, -мю, -вю, -бю, -кю, наличие –ф, слияние гласных –оэ, -уэ, еа, не:
Легенда, простота, диета, келье, чистенький, сестричка, ножницы, караул, пюре, братский, бюллетень, этаж, авиация, администрация, алоэ, обстановка.
Слайд 10Происхождение и употребление слов в современном русском языке
(урок исследование)
Фразеологизмы:
-
Капля в море;
- Звонить во все колокола;
Хоть кол на голове
теши;
Намылить шею;
Кот наплакал.
(объяснение значения, их синонимы, какое число, тип речи).
Слайд 11Происхождение и употребление слов в современном русском языке
(урок исследование)
Домашнее
задание:
Подобрать несколько неологизмов и составить с ними 5 предложений. Найти
в словаре слова, заинтересовавшие вас. Показавшиеся вам интересными или необычными.
Слайд 12Происхождение и употребление слов в современном русском языке
(урок исследование)
III.
Заключение.
Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я
думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык.