Слайд 1
Презентация к уроку русского языка. 7 класс.
Учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ №4
Кожушкова Галина Ивановна
« -Не- с разными частями речи»
Слайд 2Тема и цели урока
Тема урока:
-НЕ- с разными частями речи
Цели
урока:
Систематизировать знания о написании – НЕ – с разными частями
речи;
Совершенствовать орфографические навыки написания –не- с разными частями речи;
Развивать логическое мышление и внимание;
Формирование коммуникативных умений;
Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в парах и интерес к русскому языку.
Слайд 3 Вопросы по теме урока
1 Посмотрите на строку
А и расскажите правило –не- с существительными и прилагательными.
2 Посмотрите
на строку Б и расскажите правило –не- с глаголами и деепричастиями.
3 Посмотрите на строку В и расскажите правило –не- с причастиями.
Слайд 4А. (не) настный
вовсе (не) близкий
(не)здоровье
(не)забудка
(не)правдивый
(не)правда, а ложь
Б. (не)годовать
(не)читал
(не)думая
(не)навидя
В. (не) доумевающий
(не) написана
(не) открытый
давно (не) встречавшийся товарищ
(не) прочитанная, а просмотренная
книга
Слайд 5А. (не) настный
вовсе (не) близкий
(не)здоровье
(не)забудка
(не)правдивый
(не)правда, а ложь
Слайд 6Правило
-(НЕ- пишется слитно с существительными и прилагательными если слово без
–НЕ- не употребляется в словах незабудка, ненастный; если –НЕ- является
приставкой и придает слову противоположное значение (можно заменить синонимом) например: нездоровье-болезнь, неправдивый - лживый. Раздельно: если есть противопоставление с союзом – А – не правда, а ложь; если есть слова отнюдь, вовсе, нисколько, далеко, ничуть вовсе не близкий.)
Слайд 7(Не) вежа – грубый (не) воспитанный человек.
Гусь свинье (не) товарищ.
Там
на (не) ведомых дорожках следы (не) виданных зверей. (А.С.Пушкин).
(Не) печь
кормит, а руки.
В океане, в закатном блеске, - розовые пятна (не) движных парусов. (И.Бунин).
(Не) большой, а маленький пруд был рядом с нашим домом.
(Не) ряшливый человек смешон.
Слайд 8Б. (не)годовать
(не)читал
(не)думая
(не)навидя
Слайд 9Глаголы и деепричастия
-НЕ- с глаголами и деепричастиями пишется
раздельно, например: не читал, не думая. –НЕ- слитно пишется тогда.
Если без –НЕ- не употребляется, например:
негодовать, ненавидя)
Слайд 10Пословицы
(Не) сиди сложа руки,
(Не) бравшись за топор,
Лодырю всегда
(Не)
убив медведя,
(Не) зная броду,
(Не) учи рыбу
(не) здоровится.
(не) суйся в воду.
плавать.
так
не будет и скуки.
шкуры (не) пропадают.
избы (не) срубишь.
Слайд 11В. (не) доумевающий
(не) написана
(не) открытый
давно (не) встречавшийся
товарищ
(не) прочитанная, а
просмотренная книга
Слайд 12Правило
(- НЕ- с причастиями пишется слитно если без –НЕ- не
употребляется например: недоумевающий; нет зависимых слов например: неоткрытый; раздельно с
краткими причастиями например: не написана; наличие зависимых слов, например: давно не встречавшийся товарищ; есть противопоставление с союзом – а – например: не прочитанная, а просмотренная книга.)
Слайд 16Тест
1. –НЕ- пишется слитно
А) (не) нарушая режима
Б) (не) закончена работа
В)
(не) замерзшая река
2. –НЕ- пишется раздельно
А) (не) дорогой ситец
Б) (не)
проснувшийся город
В) (не) был в школе
3. –НЕ- пишется слитно
А) (не) заживающая рана
Б) (не) глубокий, а рыбный пруд
В) поступить далеко (не) смело
4. –НЕ- пишется раздельно
А) уроки (не) сокращены
Б) (не) успевшая высохнуть
В) (не) ряшливо одетый
Слайд 17Анкета
На уроке я работал (активно-пассивно);
Своей работой на уроке я (доволен
- не доволен);
Урок для меня показался (коротким - длинным);
Моё настроение
(стало лучше - хуже);
Материал урока мне был (интересен – не интересен, понятен – не понятен)
Слайд 19Дидактические материалы
Таблицы
№1
№2
№3
Схемы
№1 №2
Слайд 20Таблица №1 «-Не- с существительными, прилагательными, глаголами, наречиями
Слайд 21Таблица №2 «Не с глаголами и деепричастиями.
Слайд 23Схема №1 «Значимые части слова. Морфема.
Морфе́ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением
Слайд 24 Схема №2 «Значимые части слова.
Корень.
Корень — основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)»). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.