Слайд 1Свойства и источники фразеологизмов
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ Наро-Фоминской сош №9
Ласицкая Н.Л.
Слайд 2
Фразеология (Phrasis - выражение + logos – учение) –
наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер.
Так называют и всю совокупность сложных по составу устойчивых словосочетаний- фразеологизмов .
Слайд 3Фразеологизм
Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение
и по функции соотносится с отдельным словом.
Например:
душа в
пятки уходит — становится страшно;
душа нараспашку — чистосердечный, откровенный;
душа не лежит — неинтересно;
душа в душу — дружно;
души не чаять — сильно любить.
Слайд 4Свойства фразеологизмов
Фразеологический оборот от свободного словосочетания отличают:
-сложность по составу,
-воспроизводимость,
-целостность
значения (семантическая неделимость),
-устойчивость состава и структуры,
-как правило, непроницаемость
структуры.
Слайд 5Свойства фразеологизмов
Фразеологизмы со структурой словосочетания (именные и глагольные)
Именные: гвоздь программы
Глагольные:
видеть насквозь
Могут иметь структуру предложения
Бабушка надвое сказала (сомнение)
Слайд 61)фразеологические сращения: попасть впросак, бить баклуши
2)фразеологические единства: зайти в тупик,
бить ключом
3)фразеологические сочетания: потупить взор/голову
4)фразеологические выражения: быть или
не быть
5)афоризмы: Знание - сила (Фрэнсис Бэкон)
Типы фразеологизмов
Слайд 7Фразеологизмы бывают
- Однозначными
во весь дух - "быстро"
прикусить язык – «замолчать»
-
Многозначными
собраться с силами имеет два значения:
1) "накапливать силы, отдыхая",
2) "превозмочь страх и решиться на что-то"
Слайд 8Виды фразеологизмов
1)Фразеологизмы-омонимы
пустить петуха - "фальшиво воспроизвести мелодию, пропеть не тот
звук" и пустить петуха - "поджечь"
2)Фразеологизмы-синонимы
от корки до корки и
от доски до доски
3)Фразеологизмы-антонимы
с версту коломенскую - "очень высокий"
от земли не видать - "очень низкий"
Слайд 9Источники фразеологизмов
исконно русские (топорная работа, небо с
овчинку показалось, выйти на орбиту)
старославянские (притча во языцех,
ищите и обрящете)
латинские и греческие (терра инкогнита, авгиевы конюшни)
(зачастую пришедшие из античной мифологии)
западноевропейские ( синий чулок (англ.)
Слайд 10Пословицы и поговорки
из огня да в полымя
Меткие выражения писателей, ученых,
выдающихся деятелей
М.Горький «В карете прошлого далеко не уедешь»
И.Крылов «А воз
и ныне там»
В.Шекспир «Быть или не быть»
Источники фразеологизмов
Слайд 11Античная мифология и легенды древнего мира
авгиевы конюшни – крайний беспорядок,
запущенность
лебединая песня - ?
вавилонское столпотворение - ?
Источники фразеологизмов
Слайд 12Формы работы
-Иллюстрирование
-Составление словосочетаний, предложений и мини-рассказов
-Поиск фразеологизмов в устной и
письменной речи
-Подбор синонимов и синонимичных фразеологизмов, антонимов и омонимов
Слайд 14Вставить пропущенные компоненты фразеологизмов
Втирать …, кровь с …, льет как
…, без царя …, закадычный …, заклятый …, мартышкин …,
краеугольный …, … баклуши, девичья … .
Слайд 15Прочитайте, исправьте ошибки.
Лена красиво, как курица лапой, написала предложение.
Кукла Алена
была очень красивой , глаз не оторвать
Дети дружно работали
сложа руки.
Саша сломя голову остановился.
Слайд 16Замени фразеологизмы обычными словами
Мой друг Саша живёт в двух шагах
от моего дома. Мы с ним - не разлей вода!
У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
Слайд 17Подбор синонимов и синонимичных фразеологизмов
пустить корни – осесть где-либо, заливаться
смехом - хохотать, хранить молчание – не разговаривать; витать в
облаках –мечтать и т.д.;
в поте лица – не покладая рук – от зари до зари; кот наплакал – по пальцам пересчитать- – с гулькин нос – раз, два и обчелся и т. д.;
Слайд 18Объясните значение фразеологизмов
Ломать голову - долго думать
Медвежья услуга - неумелая
услуга, причиняющая только неприятность
Делать из мухи слона - преувеличивать
Битый час
- довольно долго
Сломя голову - очень быстро
Держать порох сухим - быть готовым
Слайд 19Выбери сочетание, которое наиболее точно характеризует жизнь девочки
Оля занималась вязанием,
рисованием, танцами, ходила в музыкальную школу и плавала в бассейне.
А ещё девочка успевала сделать уроки, сходить за хлебом и погулять с собакой. И так всю неделю! Ух!
Для справок: собак гоняла; впросак попала; трудилась до седьмого пота ; вертелась как белка в колесе.
Слайд 20Что это?
1) Её вешают, кружат, дают на отсечение, забивают чем-либо.
(голова)
2) Они открываются, слипаются, бывают на мокром месте, лезут
на лоб. (глаза)
3) К ним всё плывёт, из них валится, ими ударяют, их согревают. (руки)
4) На них встают, с них валятся, их не чуют. (ноги)
Слайд 21Спиши устойчивые сочетания, вставляя нужные слова, и объясни их
Выйти сухим
из……
Много .......... утекло
Толочь ......... в ступе
Тише .......... , ниже травы
Слайд 22Распредели устойчивые сочетания в колонки со значением
бездельничать
обманывать быстро
Во весь дух, валять
дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки.
Слайд 23Замени выделенные слова в тексте на фразеологизмы
«С вечера Вася и
Коля договорились о походе в зоопарк. Вася проснулся очень рано,
поел быстро и стал ждать Колю. Тот должен был прийти в скором времени, но задерживался. Долгое время прождал Вася своего друга. Наконец дождался.»
Фразеологизмы: с минуты на минуту, битый час, на скорую руку, ни свет ни заря.
Слайд 24Исправь ошибку
Капли в море (капля в море),
как об
стенку фасоль (как об стенку горох),
словно ветром слизнуло (словно
ветром сдуло, словно корова языком слизнула);
Слайд 25Работа над фразеологизмами по определенной теме
Записать в тетрадь как можно
больше устойчивых оборотов со словами
нос,
голова;
рука,
нога;
палец,
язык и т.д.
Слайд 26Закончи предложения
Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все
говорили, что он.....
Мой друг очень любит петь, но почему-то говорят,
что ему ....
У меня столько забот! Я верчусь, как …….
Для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил.
Слайд 27Найдите соответствия
Фразеологизм Лексическое значение
валится
из рук
откровенный
голыми руками взять на все руки
дать по рукам уверить в чем-то
дать руку на отсечение запретить
мастер на все руки легко
не покладая рук не получается ни зги не видно очень темно
душа нараспашку усердно
Слайд 28Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака:
Приводить в ярость (3)
действовать
на нервы (1)
выводить из равновесия (2)
доводить до белого
каления (4)
Слайд 29Подберите к данным фразеологизмам антонимы.
Жить душа в душу – как
кошка с собакой.
Пруд пруди – с гулькин нос; раз-два
и обчелся.
За тридевять земель – рукой подать.
Засучив рукава – спустя рукава.
Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать антоним.
Слайд 30Сочините рассказ с использованием фразеологизмов
Я сидела сама не
своя оттого, что мне никак не удавалось решить задачу .
Мыслями я витала в облаках и не могла сосредоточиться. Тут зашла мама и сказала: “Чего повесила голову? Возьми себя в руки.» Тогда я собралась с мыслями, пошевелила мозгами и быстро справилась с заданием.
Слайд 31Какому автору принадлежат следующие крылатые выражения?
1. А Ларчик просто
открывался. («Ларчик».)
2. Спой, светик, не стыдись! («Ворона и Лисица».)
3. Разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
4. Там русский дух, там Русью пахнет. («Руслан и Людмила».)
5. Да были люди в наше время, не то что нынешнее племя... («Бородино».)
6.Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица».)
7.Так поди же попляши.(«Стрекоза и муравей»)
8. А воз и ныне там.(« Лебедь, щука и рак»)
Слайд 32Выпишите из предложенных фразеологизмов те, в которых встречаются: 1-й –
с гиперболой; 2-й – с литотой; 3-й
– со сравнением.
Лететь стрелой (сравн.);
грош цена в базарный день (литота);
вырос до неба (гиперб.);
капля в море (литота);
как за каменной стеной (сравн.);
нет живого места (гиперб.);
как кошка с собакой (сравн.);
от горшка два вершка (литота).
Слайд 33Установите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в образной
основе фразеологизма.
Косая сажень в плечах, как сыр в масле кататься,
до нитки, как пробка, хоть пруд пруди, от горшка два вершка, как гром среди ясного неба, мальчик с пальчик.
Слайд 34Работа над изучением фразеологизмов
при изучении новых словарных слов;
на уроках
литературного чтения ребята регулярно учатся работать с фразеологическим словарём;
на уроках
русского языка словарные диктанты и тексты на отработку орфограмм, с использованием фразеологизмов;
На уроках Окружающего мира и ОМРК
Слайд 35Работа над изучением фразеологизмов
внеклассные мероприятия, викторины, брейн-ринги, в которые
включаются задания на знание значений и правильное использование фразеологических оборотов
в речи;
Написание сочинений, историй с предложенными фразеологизмами;
иллюстрирация предложенных фразеологизмов на уроках ИЗО.