памятника
Ресурс подготовила
учитель русского языка и литературы
КГУ СОШ № 4
г.Семей ВКО РКПодольская Ирина Александровна
НА ЭКРАНЕ памятник А.С. Пушкину в Москве.
УЧЕНИЦА
У памятника на бульваре летом
Играют дети. и, склонив голову,
Чуть озаренную вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.
Шуршат машины, цепью выбегая
На площадь из-за каждого угла.
Шуршит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.
А он все тот же. Только год от года
У ног его на площади Москвы
Все больше собирается народа
И все звучнее влажный шум листвы.
Участник наших радостей и бедствий,
Стоит, незыблем в бурю и грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.
Самуил Маршак. 1949
УЧЕНИК
На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает и птичка вылетает.
Фотограф щелкает,
Но вот что интересно:
На фоне Пушкина!
Булат Окуджава.
УЧИТЕЛЬ
С высоты постамента в позе спокойного размышления бронзовый Пушкин смотрит в будущее. Идут и идут люди к Пушкину…Бережно кладут к подножию памятника цветы. Читают стихи, и громко разносятся слова: «О нет, недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой!».
Звучит музыка П.И. Чайковского.
Многие качества и свойства пушкинской натуры притягательны для наших современников. Это и «всеотзывчивость» поэта, феноменальная разносторонность интересов, творческих проявлений, энциклопедизм, широта кругозора, вулканическая созидательная энергия.
Все отчетливее осознается, что «вечно растущее явление» - Пушкин не только не замкнут рамками его наследия, но и что современная культура впитывает его личный жизненный опыт.
У каждого поколения, открывающего образ поэта, оказываются преимущественные пристрастия к истории его жизни, к тем или иным эпизодам биографии, которые воспринимаются как наиболее показательные для понимания его личности. Так, на заре становления новой культуры, в центре внимания оказывались чаще всего юность Пушкина, периоды ссылок и возвращение, то есть время приблизительно второй половины 20-х годов ХIХ века. Последнему десятилетию жизни поэта уделялось сравнительно мало внимания.
После второй половины 60-х годов нашего столетия, а точнее, в начале 70-х акценты несколько сместились. Теперь ширится интерес к последнему периоду жизни поэта, к сложной эволюции его характера и творчества, к тому времени, когда закаленный в житейских невзгодах и испытаниях, Пушкин создал произведения, не увидевшие печати при его жизни и даже после гибели. «Мой бог – Пушкин, - говорил Федор Абрамов.- Мой Пушкин – это опекушинский Пушкин, который пророчески, с великим и горьким раздумьем смотрит в очи России. В нем все начала и, кажется, все концы…» (Абрамов Ф. Отец наших душ// Литературная газета. – 1985. – 5 июня, с.5.). Опекушинский памятник представляет поэта именно в годы его зрелости, в последний период творчества.
Едва ли не единственным образцом удачного монумента во второй половине века является памятник А.С. Пушкину в Москве (1880) скульптора А.М. Опекушина. Правда, и в данном случае эта удача определяется не достоинством монументальной формы, а тем, что Опекушин сумел счастливо избежать ложной велеречивости и патетики официальных монументов. Он наделил памятник чертами жанровости и интимности, представив Пушкина в одиноком раздумье, остановившимся чуть склонив набок голову. Первоначальное местоположение памятника, удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, обеспечивало ему ту изоляцию от больших открытых пространств и ту меру интимности окружающей среды, которая оказывалась в гармоническом согласии с камерным по существу характером образа.
М.М. Алленов. Русское искусство ХIХ-начала ХХ века.
Общий вид Страстной площади в Москве в день 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Фото 1899г.
СОЧИНЕНИЕ
ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ
«ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА
ПУШКИНУ В МОСКВЕ»
Портрет
А.М. Опекушина
(фото)
В.А. Тропинин. Пушкин. 1827
О.А. Кипренский. Пушкин. 1827
Фото Дм. Бальтерманца. 1968 г. Москва.
Памятник А. Пушкину.
А. Опекушин. 1885г.
М.К.Аникушин
Пушкин. 1960
Общий вид Страстной площади
в Москве в момент открытия памятника
А.С. Пушкину 6 июня 1880 г.
ВАЯТЕЛЮ
(Что должен выражать памятник Пушкину)
Изобрази ты в нем – поэта,
Чтоб – в царстве мысли царь – он был
Исполнен внутреннего света,
Да им и нас бы охватил. Аполлон Майков
Автопортрет.
Рис. Пушкина
Пушкинская тема – любимая в творчестве скульпторов Е. Белашовой, Л. Ковалева, О. Комова, М. Аникушина.
Могила А.С. Пушкина. Надгробие.
А. Пермагоров. 1841г.
Лестница к могиле Пушкина
Вид памятника А.С. Пушкину на фоне Страстного монастыря. ФОТО 1929г.
Общий вид памятника А.С. Пушкину в Москве (слева – на новом, справа на старом месте)
Момент снятия покрова при открытии памятника А.С. Пушкину 6 июня 1880г. Зарисовка Н.П. Чехова
Момент снятия покрова при открытии памятника А.С. Пушкину 6 июня 1880г. Зарисовка Н.П. Чехова
А.М. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину в Петербурге (1883-1884гг)
«Памятник А.С. Пушкину – работы скульптора Опекушина – пример памятника с большим внутренним содержанием и богатым декоративным решением: хорошо использованы складки плаща, пряди волос и разработана свободная поза, что дает богатый силуэт при круговом обзоре», - отмечала выдающийся советский скульптор В.И. Мухина.
Портрет скульптора
А.М. Опекушина
Фото 1967г.
Памятник А.С. Пушкину. Фрагменты
ИГРА (инсценирование с обоснованием).
- Все вы хорошо знаете стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и другие его стихотворения. Внимательно посмотрите на скульптурные сооружения и попытайтесь прочесть строки, как бы читал строки Пушкин – Аникушин, вытянув руку вперед, и Пушкин-Опекушин, склонив голову и приложив руку к сердцу. Какому «Пушкину» больше соответствуют строки: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и почему? Обоснуйте свой ответ.
Необходимо дать возможность выговориться всем учащимся. Можно в классе соорудить «пьедестал», откуда учащиеся будут читать пушкинские строки.
- Возможно вы хотите с высоты пьедестала устами Пушкина прочесть другие строки, или спросить нас, сегодняшнее «племя», о самом сокровенном?
После игры-инсценирования коллективно составляем план-схему для собирания материала к теме сочинения.
ПЛАН-СХЕМА
О каком памятнике я хочу рассказать.
Сведения о том, кто является автором памятника (скульптуры), когда он был создан и кем.
Сведения о человеке, которому поставлен памятник.
Особенности самой скульптуры:
а) выбор места скульптуры;
б) материал изготовления;
в) характеристика памятника;
г) общее впечатление о памятнике.
5. Что меня привлекает в этом монументе (вывод и заключение).
! В зависимости оттого, что вы хотите написать, каждый из пунктов плана может быть представлен в более или менее полном виде или вообще отсутствовать.
!! Самое главное, не забывайте о неоправданных повторах, старайтесь подбирать синонимы, сложные синтаксические конструкции.
!!! Постарайтесь использовать в своих сочинениях конструкции таких предложений, в которых были бы обобщающие слова при однородных членах, не забывайте о знаках препинания.
Определите тему высказывания.
Составьте план.
Озаглавьте каждую часть.
Найдите слова, которые нужно проверять.
Объясните их написание.
Еще раз внимательно прочтите текст.
Обратите внимание на употребление слов и словосочетаний.
На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает, и птичка вылетает.
Фотограф щелкает,
но вот что интересно:
На фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
Все счеты кончены, и кончены все споры.
Тверская улица течет,
куда – не знает.
Какие женщины на нас кидают взоры
И улыбаются…
И птичка вылетает.
На фоне Пушкина снимается семейство.
Как обаятельны
(для тех, кто понимает)
Все наши глупости и мелкие злодейства
На фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!).
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
На фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
К ПАМЯТНИКУ ПУШКИНУ
26 мая 1880 года
Исполнилось твое пророческое слово;
Наш старый стыд взглянул на бронзовый твой лик,
И легче дышится, и мы дерзаем снова
Всемирно возгласить: ты гений! Ты велик!
…
Афанасий Фет
В 1880 году в Москве установлен памятник
А.С. Пушкину работы А.М. Оникушина
Семь шагов – немало это или мало?
День за днем на семь шагов перед собой
Молча смотрит камер-юнкер с пьедестала
На бурлящий человеческий прибой.
…
Там, где вы!
И старый памятник поэту,
Явно пушкинскую выразивший суть,
Видит лица – мозаичность видит эту
Неспроста по-опекушински чуть-чуть.
Владимир Савельев
Народная тропа к твоей могиле
Не зарастет и вправду никогда.
Тебе светила в царство тьмы и гнили
Грядущего нетленная звезда.
…
Расул Рза
Фото Дмитрия Хорошева.
Ландшафтный дизайн № 6 2001
ПУШКИНУ
Из мрамора вечности памятник создан тобой,
И времени заступ не тронул его пьедестал.
Гусиным пером ты поспорил с такой высотой,
В которую муза еще никогда не взлетала.
Ты в книгах родился, но вырос в горячих сердцах,
И трон колебало твое всемогущее слово.
Все смертно, все тленно, и все превращается в прах,
Ты ж, смерти не зная, рождаешься снова и снова.
Ваграм Алазан
перевод с армянского Д. Седых
ЕЩЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС…
Н.В. ГОГОЛЬ
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
И. ГОНЧАРОВ
Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат; он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собою всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников…
…В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках, как в Аристотеле крылись семена, зародыши и намеки почти на все последовавшие ветви знания и науки.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа, в ряду других великих, и т а к о й человек!..
…Мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным!
Е. ИСАЕВ
Мы любим Пушкина и повсеместно празднуем его. Празднуем его не просто в день его рождения, а в день его бессмертия, празднуем не только на 37 физически прожитых им лет, а на всю даль веков, которая есть и которая еще грядет.
В этом смысле у Пушкина дня смерти нет. Есть только день рождения – 6 июня.
Пушкин… Без него она просто непредставима, наша большая литература. Непредставима ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Без любви к Пушкину даже само чувство любви кажется мне недостаточно полным. Я не знаю более живого человека в народе, чем Пушкин.
День Пушкина бесконечен в народе.
Э.Х. Насибулин. Пушкин. 1976
Определите основную мысль текста. Подберите варианты названия к отрывку из очерка Льва
Озерова «Всяк сущий в ней язык…».
По правую руку опекушинского Пушкина начертаны на постаменте строки:
Слух обо мне пройдет во всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Как о далеком для него будущем Пушкин писал: «И назовет меня всяк сущий в ней язык». «В ней» - в России. /…/
Пушкин говорит о будущем, о том, что его имя произнесут: «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык» - и многие другие, не названные здесь народы. /…/
Исследователи в своем толковании «Памятника» утверждают, что в перечислении народов, населяющих Россию, поэт особо останавливается на народах, еще не причастных к культуре. Он уповает на то, что в будущем, когда отойдет в прошлое их дикость, они с признательностью назовут его имя.
Двадцать строк «Памятника» не только вобрали в себя прожитую жизнь Пушкина (поэту оставалось жить всего полгода). Они продлили ее надолго – вплоть до бессмертия.
1. Объясните значение слов: постамент, признательность.
В каком значении в стихотворении Пушкина «Памятник" употребляется слово язык? Какие еще значения имеет это слово?
Какова стилистическая окраска наречия ныне, глагола уповать? Подберите к этим словам синонимы (стилистически нейтральные). Какие еще стилистически окрашенные слова есть в тексте? Какова их роль?
Докажите, что это текст публицистического стиля.
Запишите предпоследний абзац. Объясните орфограммы (сгруппируйте их) и знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений.
Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание НЕ с причастиями?
Произведите на материале текста разные виды разбора.
Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
А.С. Пруцких. Пушкин с пером. 1949.
Худ. И. Филиппов. 1987г.
В каком значении употребляется в тексте многозначное слово забвенье?
Какова стилистическая окраска этого слова?
Проанализируйте синтаксические особенности стихотворения. Докажите, что одно предложение (сложное предложение с разными видами связи – в данном случае ) может являться текстом.
Подготовьтесь к выразительному чтению текста, принимая во внимание его содержание, лексические, грамматические особенности, а также необычность графического оформления (использование «лесенки» строк).
Произведите на материале текста разные виды разбора.
ЗАДАНИЕ. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.
… Пришло время, когда Москва вернула себе великого уроженца. Она не отняла его у Петербурга – да этого невозможно, - но разделила с ним честь считаться городом Пушкина.
В 1880 году при огромном стечении народа произошло торжественное открытие памятника поэту на Тверском бульваре. До этого в Москве памятники ставились только коронованным особам и полководцам. Построен памятник был, как храм, на народные деньги. К этим торжествам Ф.М. Достоевский подготовил речь о Пушкине, которую и произнес на заседании Общества любителей российской словесности. Эта речь, раскрывшая национальный и общечеловеческий смысл неповторимого явления Пушкина, стала крупнейшим литературным, историческим и общественным событием.
Опекушинский памятник оказался центром притяжения Москвы, поклониться Пушкину считал себя обязанным каждый гость столицы, о нем слагались стихи, возле него встречались влюбленные, играли дети, им навеки была околдована девочка Марина Цветаева. Долгий Тверской бульвар, то в зелени листвы, то в золоте и багрянце, то в искрящемся снеге, был его шлейфом…
(Ю. Нагибин)
Определите тему, основную мысль. Озаглавьте текст.
Объясните значение слов: словесность, шлейф, багрянец, торжество. Какова стилистическая окраска слова багрянец? (Обратитесь к словарю.) Какое из слов употребляется в тексте в переносном значении?
Поберите синонимы к словам: неповторимый, огромный, навеки.
Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения связаны в единое целое?
Объясните членение текста на абзацы. Составьте план текста.
Последнее предложение второго абзаца замените (устно) его синонимом – сложноподчиненным предложением. Составьте схему этого предложения, произведите его синтаксический разбор.
О.К. Комов
Памятник Пушкину в Болдине. 1979
А.М. Ненашева
Пушкин и Волконская
Статуэтка. 1978
О.К. Комов
Памятник Пушкину в Калинине.1974
Н.Я. Данько
Пушкин на прогулке
Статуэтка. 1936
С.Т. Коненков
Пушкин. 1955
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПАМЯТНИКИ
Н.Я. Данько
Пушкин. Статуэтка – чернильница. 1936
О. Комов
Пушкин и Наталья Николаевна
Статуэтка. 1972
М.О. Микешин
Пушкин и Гоголь
Деталь памятника 1000-летия России в Новгороде. 1862
О.К. Комов
Модель памятника Пушкину
В с. Пушкино. 1972
А.М. Опекушин
Пушкин
Модель памятника в Москве. 1880
________________________________________
_______________
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть