Слайд 1 Сжатое изложение
«Опасные соседи»
Виталий Бианки
4 класс
Слайд 2Цели:
развитие умения определять тему текста;
составление плана текста;
определение главной мысльи
каждой части;
передача содержания текста с опорой на вопросы плана;
развитие речи.
Слайд 3Опасные соседи
В дупле корявого дерева
вывели птенцов две совы – серые неясыти. Совы вылетали из
дупла только по ночам, когда все другие спят. Поэтому никто в лесу не знал, где живут эти страшные ночные разбойники.
Не знали этого и крошечные корольки с огненно – жёлтыми шапочками на голове. Они сплели гнездо на высокой ели недалеко от дупла сов. Совы не заметили к клубке из мха, травы и конского волоса гнездо. Скоро в нём забарахтались голые малютки.
Совята подросли. Старые неясыти ловили ночью в лесу мышей и птиц, кормили ими своих птенцов. Совята становились всё прожорливее. Они громко требовали еду даже днём. Только теперь корольки узнали о страшных соседях. По ночам они забирались в своё гнездо , прикрывали собой птенчиков и дрожали от страха при каждом крике голодных совят. Ростом корольки были не больше стрекозы. Своими слабыми клювами и лапками они не могли защищаться от свирепых сов.
Как только птенцы корольков окрепли, семья покинула опасных соседей.
По Виталию Бианки
Слайд 4Вопросы и задания к тексту
О каких птицах идёт речь в
тексте?
Как выглядят неясыти? Чем они питаются?
А какие по размеру корольки?
Слайд 5Как эти птицы стали соседями?
В какое время суток охотились совы?
Чем они кормили птенцов?
Почему корольки дрожали при крике совят?
Как корольки
смогли выжить?
Слайд 6Примерный план и опорные слова
1.Ночные охотники. ( 3 предложения)
Совы, птенцы, вылетали по ночам, никто не
знал.
2.Гнездо корольков. ( 3 предложения) Корольки, гнездо, недалеко, не заметили, малютки.
3.Прожорливые совята. ( 5 предложений) Совята, громко, требовали, неясыти, мышей и птиц, корольки, дрожали, не могли защищаться.
4.Корольки улетели. ( 1 предложение) Птенцы, окрепли, покинули.
Слайд 7 В дупле корявого дерева вывели птенцов две совы –
серые неясыти. Совы вылетали из дупла только по ночам, когда
все другие спят. Поэтому никто в лесу не знал, где живут эти страшные ночные разбойники.
Слайд 8
Не знали этого и крошечные корольки с огненно – жёлтыми
шапочками на голове. Они сплели гнездо на высокой ели недалеко
от дупла сов. Совы не заметили к клубке из мха, травы и конского волоса гнездо. Скоро в нём забарахтались голые малютки.
Слайд 9 Совята подросли. Старые неясыти ловили ночью в лесу мышей
и птиц, кормили ими своих птенцов. Совята становились всё прожорливее.
Они громко требовали еду даже днём.
Слайд 10Только теперь корольки узнали о страшных соседях. По ночам они
забирались в своё гнездо , прикрывали собой птенчиков и дрожали
от страха при каждом крике голодных совят. Ростом корольки были не больше стрекозы. Своими слабыми клювами и лапками они не могли защищаться от свирепых сов.
Слайд 11 Как только птенцы корольков окрепли, семья покинула опасных соседей.
Слайд 12Словарная работа
Какие слова называют в тексте сов? Какие - корольков?
2.
Объясните значение глагола забарахтались.
3. Подберите синонимы к именам прилагательным
корявое , прожорливые, свирепые.
4. Объясните значение словосочетаний ночные разбойники, становились прожорливее.
5.Укажите имена прилагательные, которые относятся к именам существительным:
дерево (какое?) ……… ; неясыти (какие?) ………… ;
разбойники ( какие?) ……… ; ёлка (какая?) ………. ;
малютки (какие?) ……….. ; соседи (какие?) ………. ;
совята (какие?) ………. ; клювы ( какие?) ………… .
6. От какой части речи зависит форма имена прилагательного?
Слайд 13Орфографическая работа
Найди слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧК,
ЧН. Объясните их правописание.
Объясните написание пропущенных букв: дер…ва, выв…ли,
пт…нцов, выл…тали, н…чные, ж…вут, на г…лове, спл…ли, гн…здо, нед…леко, в ду…ле, из вол…са, л…вили, к…рмили, ст…новились, др…жали, г…лодные, ла…ками, защ…щаться, опас…ные, с…мья.
Объясните написание безударных орфограммы в словарных окончаний имён прилагательных: дерева ( какого?) коряв…, на ёлке (какой?) высок…,.
Назовите непроверяемые орфограммы в словарных словах: неясыти, корольки, скоро, только, стрекоза, свирепые, соседи, теперь.
Найдите слова с разделительным мягким знаком. Объясните их правописание.
Найдите глаголы с приставками. Выделите приставки.
Найдите глаголы с частицей НЕ .
Запомните правописание слов огненно- жёлтые, подросли, забарахтались, громко, даже.
Запомните слитное написание: поэтому, никто, неясыти, недалеко, прожорливые.
Запомните раздельное написание: в нём, не больше, в своё.
Слайд 14Самостоятельная работа
Сколько частей в тексте?
Прочитайте вводную часть, основную часть, заключение.
Назовите
предложения , в которых используются однородные члены. Вспомните, как ставятся
знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Найдите сложные предложения, определите грамматические основы в их частях. Объясните постановку знаков препинания.
Изложите текст кратко по плану, используя опорные слова. Помните, что каждую часть текста следует начинать с красной строки.
Слайд 15https://cf.ppt-online.org/files/slide/8/8iDcuvgT3ywhdn4zp9LZPjAe1OKERmY2r6VtXF/slide-9.jpg
https://photar.ru/wp-content/uploads/2016/07/image018_10_07_2016-1024x805.jpg
https://ph0.qna.center/storage/photos/bhuytrewq/1712155.jpg
https://otvet.imgsmail.ru/download/7ea487507ec1461b6a7c495fda10f128_h-247.jpg
http://2.bp.blogspot.com/-sk8IKcWqhXg/ThoN12z6qyI/AAAAAAAAA9g/rn4aq-iGRyU/s1600/Fifi%2B%2526%2BFrank%2B06252011c.JPG
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/998741/c1bbd2e1-2d4c-4dcf-8c98-f860bd1e624a/s1200?webp=false
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/125d/000e2fa4-77b0138f/img12.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1004346/359f98f3-e1e7-49c9-92a1-e0a864b84742/s1200?webp=false
http://erbirds.ru/photos/0189/001/01890030401.jpg
https://mixmovie.ru/uploads/posts/2014-12/1419602829_85571151.jpg