Слайд 1Урок русского языка
в 5 классе
Подготовка к сочинению-описанию предмета
Описываем берестяной
туес
Учитель русского языка и литературы Клюева Н.В.
МБОУ Барандатская СОШ
Слайд 2
Не случайно такой мастер, как Юрий Михайлов, появился
именно в Мариинске - старинном городке, прошлое которого живет в
памяти деревянных кружев, в песнях - протяжных, вольных, сердечных.
Слайд 3
Юрий Михайлов - народный мастер из Мариинска. В
старину таких называли берестяных дел мастера. Сегодня его туеса украшают
музейные и частные художественные собрания в стране и за рубежом. С ними он повидал мир, был участником международных ярмарок, выставок, фестивалей.
Берестяное творчество принесло мастеру широкую известность и признание. Оно стало делом жизни. Однако только созданием берестяных изделий Михайлов не ограничивается. Он один из основателей берестяного промысла - уникального явления местной художественной жизни, ярко обозначившего Кузбасс на культурной карте страны. С его легкой руки, обучившей навыкам ремесла многих желающих, возникли коллективы мастеров в Мариинске, Кемерово, Прокопьевске. Когда "пришло время собирать камни", он выступил инициатором и организатором музея "Береста Сибири", закрепившем значение промысла.
Он собиратель и знаток песенного народного творчества, в течение десяти лет был душой фольклорного ансамбля "Веселуха", а теперь создал ансамбль старинной песни «Казачий строй». Он признанный тамада, народный любимец; за открытый и веселый нрав его знают все земляки. Чтобы познакомиться с ним, в Мариинск съезжаются гости со всех концов света - мастерству дивиться, ремеслу обучаться. Имя его прославило маленький провинциальный городок и, как дань, - присвоение Михайлову звания "Почетный гражданин города Мариинска«. Словом, за что ни возьмется, все ладно выходит. Получается, он и по жизни мастер.
Слайд 4
Михайлов Юрий Михайлович
Художник декоративно-прикладного искусства.
Народный мастер России (1987).
Юрий Михайлович Михайлов родился 19 мая 1951 года в
г. Мариинске Кемеровской области. В 1968-1971 годах учился в художественной школе им. В.И.Сурикова в г. Красноярске. Берестой занимается с 1975 года, учителем считает
В.А. Дунаева. Участник выставок с 1985 года.
В 1987 году присвоено звание Народный мастер. Принимал участие в международных выставках в Индии, Испании, США.
Слайд 5
В Мариинске много старинных зданий: гимназия, куда будущий
царь Николай Второй заезжал, дома купцов-золотопромышленников, тюрьма, построенная в XIX
веке на кандальном сибирском тракте.
Слайд 6
Среди городских достопримечательностей – и дом Михайлова. Если
въезжать в Мариинск со стороны Кемерова, он виден слева –
двухэтажный, с ярким, радостным солнцем, птицами, гроздьями рябины, резными наличниками. Сделан дом не «под старину»- настоящая авторская работа, как всякое произведение Михайлова, и красиво, и жить в нем удобно, и других подвигает на что-то в этом духе. Когда сограждане увидели этот дом, многие начали тоже заниматься украшательством своих жилищ, но пока красивее ни у кого не получилось.
Слайд 7
- Этот город – твой, или хотелось бы
жить в другом месте?
- Мой, от фибр души до
друзей, детей, внуков. Мариинск как икона намоленная: от нее энергетика. За 150 лет, несмотря на все революции, как был Мариинск, в честь императрицы Марии, так и остался. Кругом болота, и вот это состояние болотистости, периферии сохранило воздух, микросферу на уровне бактерий, которая души привораживает, что-то рождает.
Слайд 8
Бересте предпочитаем мы сегодня фарфор, стекло, фаянс. А
между тем им потягаться еще с берестой! И не только
красотой и неповторимостью каждого изделия. Надолго оставался холодным квас в туесе (хоть на покос возьми, хоть в дорогу), молоко не скисало по неделе, а хлеб, обернутый берестой, оставался душист и мягок.
Слайд 9
"Если они просто стоят, как сувенирные, пылятся, они
вроде как отмирают. А вот если они используются на кухне
под соль, под сухари, мед, под квас, используются в полную меру, то они становятся красивыми, обтираются, как старинное оружие. Говорили: оружие красиво, когда оно блестит естественным блеском от тепла человеческой ладони. Так и туеса. Чуть-чуть где-то, может, перекособочатся, чуть-чуть края где-то закатаются, крышечка притрется. И такой сувенир - от души, потому что тепло дерева несет", - считает Юрий Михайлович.
Слайд 10
Есть росписи традиционные, чисто народные, а есть те,
что мастер мариинский сам вводит. Почему бы не расписать изделие
берестяное ягодами сибирскими неброскими, самоцветами изящными, но не яркими? Или взять фольклорные мотивы, частушки? Живописные бытовые сценки счастливо уживаются на его туесах рядом с травяными росписями.
Слайд 11
Заметил Михайлов особенность: везет туеса на выставки в
большие города - Москву, Киев, - и там, особенно в
среде художников, интерес большой к изделиям чистым, гладким и резным, не наделенным красками, отмеченным печатью простоты. К расписным относятся с осторожностью. В городах малых - наоборот. К расписным тянутся: в руки берут. Пропитанные тонким, изящным рисунком туеса притягивают внимание. Думал над этим немало. Отчего так? А, может, оттого, что уровень жизни, интерьеры сильно разнятся? Там, где интерьеры богаче, площади роскошные, парки усеяны цветами, архитектура высокая, насыщенная, тянутся люди к народному, им изделия нужны попроще. А у нас и дома, и скверы посерее (что скрывать?). И радуют глаз больше туеса цветные, радужные.
Да так издавна повелось: не было у крестьянина возможности иметь столовые сервизы, посуду изящную. Свою делал - удобную, простую в обращении, но особенную - с резьбой замысловатой. Вот и мастера мариинского естественный, чистый туес не удовлетворяет.
Слайд 12
Главное достоинство михайловских туесов – красота. На них
и выбитые геометрические или растительные узоры, и цветные росписи. Птицы,
звери, ягоды, трава, пейзажи и даже люди. Реальные, например, коллеги Михайлова по ансамблям «Веселуха» и «Казачий строй», или «собирательные» образы казаков и красных девиц. Глядеть на такие дружеские шаржи радостно и весело, как на старинные лубочные картинки.
Слайд 13
За границу Ю.Михайлов путешествует исключительно за казенный счет
и всегда со своими работами. Последняя поездка – на дни
русской культуры в Пекин. Работы Михайлова заняли 25 квадратных метров выставочной площади, он сам – в казачьей форме, с гармошкой, веселый – и тут был самым популярным. Пожилые китайцы чуть ли не плакали от ностальгии по годам учебы в Советском Союзе – просили спеть и сами подпевали «Калинку», «Вот кто-то с горочки спустился», «Синий платочек», плясали под михайловскую гармошку и любовались берестой.
Слайд 15
Последнее пристрастие – сабли и шашки. Несколько лет
назад Михайлова в церкви верстали в казаки. Он говорит, что
казак не генетическая предопределенность, а склад души, система ценностей, образ жизни.
Слайд 16
Сейчас главное его казачье дело – участие в
созданном им ансамбле песни «Казачий строй». Там Михайлов – первый
запевала и танцор, шашкой крутит с бешеной скоростью и при этом еще поет-присвистывает и выписывает ногами всякие замысловатые вензеля – зрелище захватывающее.
Народный мастер России Ю.М. Михайлов в нашей школе в марте 2007г.
Слайд 18
ПЛАН
Общее впечатление от туеса и его назначение.
Материал, форма,
особенности оформления (декор).
Основной фон.
Рисунок, узор.
Заключение.
Береста – материал:
фактура
выразительность
пестринки
червоточинки
изделия
ОТНОШЕНИЕ:
Восхищение
Удивление
Радость
Уважение
Любуемся
Слайд 22
Синонимы к слову ХУДОЖНИК:
МАСТЕР
ИСКУСНИК
ВИРТУОЗ
АРТИСТ
Синонимы к слову
ТВОРЧЕСТВО :
МАСТЕРСТВО
ИСКУССТВО
ВИРТУОЗНОСТЬ
АРТИСТИЗМ
САМОБЫТНОСТЬ
ЩЕДРОСТЬ
ЗАМЫСЕЛ
РЕМЕСЛО
ПРОМЫСЕЛ
РАБОТА
Народные ремесла
народное искусство
исконно сибирская
культура
традиции прошлого
обряды
образцы