Слайд 1Знатоки русского языка
Малкова Э.Н.
Учитель русского языка
МБОУ «Киясовская СОШ»
2019 год
(для учащихся
7 класса )
Слайд 2№1 Кроссворд
Напишите ответы по горизонтали , из
первых букв составьте слово
1.Часть речи, отвечающая на вопрос КАКОЙ? и
обозначающая признак предмета по действию.
2. Какой по значению союз или?
3. Наречие- исключение, в котором под ударением Ё.
4. Синоним союза И
5. Разделительный союз
6. Местоимение 3 лица, единственного числа
7. Часть речи, отвечающая на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?
(Какая служебная часть речи получилась?)
Слайд 31. П РИЧАСТИЕ
2. Р АЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ
3. Е ЩЁ
4. Д А
5. Л
ИБО
6. О Н
7. Г ЛАГОЛ
Слайд 42. «Этимологический»
Всем известно, что этимология – это наука о
происхождении слов. Очень интересное и познавательное занятие – попытаться
узнать «родословную» слова. А знаете ли вы, как произошли некоторые фамилии? Найдите соответствие фамилиям:
1. Пономарёв а) делал бочки
2. Скорняков б) шил тулупы
3. Бондарев в) служил в суде
4. Сыромятников г) выделывал кожу
5. Стряпчев д) служил в церкви
6. Бортников е) разводил пчёл
Слайд 6Прочтите ребус.
Прежде, чем 7я 05 сядет за 100л,
пре2рительно
вы3 клеёнку.
Слайд 73. Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение
слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены
ошибки, исправьте их.
Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.
Приказчик – тот, кто издает приказы.
Лапотник – медведь, у которого болят лапы.
Слайд 8Барышник – тот, кто занимается перепродажей ради барыша — прибыли;
перекупщик.
Приказчик – тот, кто занимается торговлей по доверенности хозяина магазина,
выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.
Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.
ваше чувство юмора.
Однажды Дж. Свифт спросил своего слугу:
- Том, что
это значит? Мои сапоги не вычищены?
- Нет, сэр, – ответил Том , – Вы же собираетесь идти гулять, так я подумал: они всё равно станут грязными.
- Хорошо, собирайся, Том, пойдёшь со мной.
- Но, сэр, я ещё не завтракал…
Вопрос: Что же ответил Дж. Свифт?!
Слайд 10Не беда, всё равно опять проголодаешься.
Слайд 11№ 5 В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране
Чудес» героиня говорит : «А не пролечу ли я всю
землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?»
Что имела в виду Алиса, употребляя слово «антипатии»? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли?
Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?
Слайд 12Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti),
обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду,
например, антилюдей, антиангличан.
Словарь антонимов фиксирует группы слов с противоположным значением.
Лексикографический марафон
Определите название словаря по его
назначению.
Он дает лексическое значение слова
Он подбирает близкие по значению слова
Он подбирает противоположные по лексическому значению слова
Он содержит информацию об истории возникновения слова
Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях
6. Он указывает на правильное произношение слов
В нем дано правильное написание слов
8. Содержит информацию о морфемном составе слова
Слайд 14Толковый словарь
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Этимологический словарь
Фразеологический словарь
Орфоэпический словарь
Орфографический словарь
Словообразовательный словарь
Составьте
предложения со словом «язык» так, чтобы оно выступало в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).
Слайд 16Язык – орган вкуса. (Подлежащее)
Положите таблетку под язык. (Обстоятельство)
Он владеет
русским языком. (Дополнение)
Русский – мой родной язык. (Сказуемое)
Слайд 17Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев