Слайд 1 Поговорим о родном,
исконном…
Слайд 2Цели урока:
Повторить и углубить сведения о старославянизмах
Продемонстрировать связь между русским
языком и литературой
Слайд 3С. Островский «Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня,
А они
первородного смысла полны…
И когда я слышу:
- Извини меня! –
Это значит:
-
Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня,
Свое первородство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня! –
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня!
Это значит:
- Укрой меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
Слайд 4Проблемный вопрос:
Зачем нужно знать смысл устаревших слов, которые почти исчезли
из нашей речи?
Слайд 5Памятник Кириллу и Мефодию в Саратове
Слайд 6 Почему для обозначения единого литературного языка славян существовало два
термина: «старославянский язык » и «церковнославянский язык»?
Слайд 7Признаки старославянизмов
Неполногласные сочетания - ла-, - ра- , - ле-,
- ре- (брег, хлад)
Начальное ра- или ла- (ладия)
Начальное е- (езеро)
Начальное
ю- (юноша)
Сочетание -жд- (надежда).
Наличие щ (свеща).
Суффиксы -знь-, -есн-, -чий-, -тель- , -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ств-, -арь-, -ени- (жизнь, хранитель)
Приставки пре-, воз-, из-, низ-, чрез-
(восстановить, низвергнуть).
Слайд 8Судьба старославянизмов в современном русском языке
1. Старославянизмы вытеснили
русский вариант и стали
единственно возможным обозначением каких-либо предметов,
явлений (пламя, плен).
2. Старославянизмы закрепились наряду с русскими словами, хотя и разошлись в значениях (страж, ограждать)
3. Произошла утрата слов (ладия, лобзание)
4. Стали частью некоторых слов (Калининград, хладнокровный)
Слайд 9 Определите судьбу старославянских слов в современном русском языке.
невежда, шлем, нощь, разница, градостроитель, рамена
(плечи),
млекопитающее, сладкий, оградить
Слайд 10Подберите к словам старославянизмы
Вспомните, что в древнерусском языке были
полногласные сочетания –оро-, -оло-, в старославянском неполногласия –ра-, -ла-
ворота, голос, голова, волость
сторона, город, дорогой
Володя, борозды, короткий, молодой
Слайд 11Выписать слова с пропущенными буквами. Подчеркнуть слова со значением «ровный».
Г..рит восток з..рею новой. Уж на р..внине по холмам грохочут
пушки. (А. С. Пушкин).
Пор..внявшись с нами, кореянка не посторонилась и, не поднимая глаз, прошла мимо. (Арсеньев).
Все р..вно, латыш я или чувашин, крест мой, как у всех. (Есенин).
Молодая береза в лесу поднялась и р..вна и бела. (Твардовский).
Повисли гирляндами облака, просветленные, р..внины туманятся. (Бальмонт).
Кругом далекая р..внина да толпы обг..релых пней. (Блок).
«Р..вняйсь!» - прозвучала команда. (Бондарев).
Если в самом раннем свете поглядеть на белую березу, то белая кора, береста, в ср..внении с белизной снега покажется чуть-чуть розовой. (Пришвин).
Слайд 12 Вставьте слово в стихотворную строку. Назовите автора и его
произведение.
1) И вы подобно так падете,
Как
с …увядший лист падет!
2) Что может … свиданье
Мне в утешенье принести?
3) … пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая…
Слайд 13
Прочитайте выразительно стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судьям».
Определите тему и идею стихотворения. Найдите старославянизмы, определите их
роль в стихотворении.
Слайд 14 Чем можно объяснить употребление старославянизмов в современной поэзии?
Вид рынка
в Гаграх душу веселит.
На злато дыни медный грош промотан.
Лицо
и речь - души неодолимый подвиг.
В окладе хладных вод сияет день младой.
Меж утомленных век смешались полночь,
полдень,
лад, Ладога, ладонь и сладкий сон
благой.
(Б. Ахмадулина)
Слайд 15Домашнее задание
Напишите ответ на вопрос: «Какова роль старославянского языка
в становлении русской письменности и культуры?»