Разделы презентаций


Полисемия (многозначность слов) 11 класс

Содержание

Задачи занятия1. Рассмотреть роль явления – полисемии.2.Узнать, почему существует связь контекст- полисемия.3.Повторить понятия «фразеология» и «крылатые слова».4.Повторить

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Полисемия (многозначность слов) Урок- практикум
Учитель русского языка и литературы Матвеева Е.Б.
ГОУ СОШ

№ 364
Санкт - Петербург

Полисемия (многозначность слов) Урок- практикумУчитель русского языка и литературы Матвеева Е.Б.ГОУ СОШ № 364Санкт - Петербург

Слайд 2

Задачи занятия
1. Рассмотреть роль явления – полисемии.
2.Узнать, почему существует связь


контекст- полисемия.
3.Повторить понятия «фразеология» и «крылатые слова».
4.Повторить правописание суффиксов причастий и прилагательных (-н-, -нн-)

Задачи занятия1. Рассмотреть роль явления – полисемии.2.Узнать,

Слайд 3Характер заданий
Анализ текста (наличие многозначных слов)
Установление связи значения слова и

контекста
Двоякое толкование значения слов в тексте
Выбор слова, соответствующего контексту
Установление значения

и происхождения наиболее употребительных «крылатых слов»
Характер заданийАнализ текста (наличие многозначных слов)Установление связи значения слова и контекстаДвоякое толкование значения слов в текстеВыбор слова,

Слайд 4 Справка Полисемия – «поли» – много, «сема» –значение. Значение помогает установить толковые

словари. Прямое и переносное значение слов.


Слайд 5Задание 1
Какое значение имеет слово «дом» в следующих словах?
1.Господский дом

уединенный…стоял над речкою…
2.Она правила всем домом.
3.Весь дом был в движении:

кто-то работал пылесосом, кто-то мыл посуду, кто-то гладил белье.
4.Меня три дома на вечер зовут.
Задание 1Какое значение имеет слово «дом» в следующих словах?1.Господский дом уединенный…стоял над речкою…2.Она правила всем домом.3.Весь дом

Слайд 6Проверь себя
1. Здание, сооружение
2.Всем хозяйством в доме
3.Все люди, живущие в

доме
4.Три семьи приглашают в гости

Проверь себя1. Здание, сооружение2.Всем хозяйством в доме3.Все люди, живущие в доме4.Три семьи приглашают в гости

Слайд 7Задание 2
Найти слова с прямым и переносным значением.
Как появилось переносное

значение?
В скобках запишите синонимы.
1.Холодный (

) прием
2.Холодная ( ) голова
3.Холодный ( ) прием
4.Холодный ( ) суп
5.Холодные ( ) страны
6.Холодное ( ) пальто
Задание 2Найти слова с прямым и переносным значением.Как появилось переносное значение?В скобках запишите синонимы.1.Холодный (

Слайд 8Проверь себя
Холодный
1.Холодный (равнодушный, официальный) прием
2.Холодная ( умеющая здраво рассуждать)

голова
3.Холодный (спокойный, беспристрастный) анализ
4.Холодный (остывший) суп


5.Холодные ( северные, с холодным климатом) страны
6.Холодное ( демисезонное, без теплой подкладки) пальто
Проверь себяХолодный1.Холодный (равнодушный, официальный) прием 2.Холодная ( умеющая здраво рассуждать) голова3.Холодный (спокойный, беспристрастный) анализ4.Холодный (остывший) суп

Слайд 9Задание 3 третий «лишний»
1.Одет со вкусом

1. Свадебный наряд
2.Приятный на вкус 2. Осенний

наряд
3.Вкус лимона 3.Наряд вне очереди

1.Сила воли 1.Выполнить долг
2.Воля к победе 2.По долгу службы
3.Дать волю 3.Жить в долг

Задание 3  третий «лишний»1.Одет со вкусом    1. Свадебный  наряд2.Приятный на вкус

Слайд 10 что такое фразеологизм ?

что такое фразеологизм ?

Слайд 11Фразеологизм (идиомы, устойчивые словосочетания)
Называют одно понятие
Не могут быть разделены на

части
Основаны на переносном значении

Примеры:
Взять себя в руки
Беречь как

зеницу ока
Подлить масла в огонь

Фразеологизм (идиомы, устойчивые словосочетания)Называют одно понятиеНе могут быть разделены на частиОснованы на переносном значенииПримеры: Взять себя в

Слайд 12На каком основании произведен перенос значения?
Подошва горы __________
Зерно истины __________
Русский

язык __________
Язык жестов __________
Родительский очаг ______
Нос лодки

__________
Ручка двери __________
Ножка стула __________

На каком основании произведен перенос значения?Подошва горы __________Зерно истины __________Русский язык  __________Язык жестов  __________Родительский очаг

Слайд 13Проверь себя
Подошва горы – нижняя часть обуви под ступней
Зерно –

главное, из чего вырастает истина
Русский язык – язык помогает создавать

звуки, слова, предложения
Язык жестов – средство общения, как и язык
Очаг – печь, дающая тепло
Нос лодки – часть лодки, похожая на человеческий нос
Ножка стула – та же функция, что и у ног человека


Проверь себя Подошва горы – нижняя часть обуви под ступнейЗерно – главное, из чего вырастает истинаРусский язык

Слайд 14Сделай выбор и объясни
У него (каменное, золотое, железное) лицо
У моего

друга (золотое, бриллиантовое, медное) сердце
У этого мастера (золотые, серебряные, металлические

) руки

Каменное –ничего не выражающее лицо
Золотое – добрый, отзывчивый человек

Золотые – превосходный мастер, мастер на все руки

Сделай выбор и объясниУ него (каменное, золотое, железное) лицоУ моего друга (золотое, бриллиантовое, медное) сердцеУ этого мастера

Слайд 15Повторение орфографии -н- и –нн в суффиксах прилагательных и причастий
1. Карто_ый,

исти_ый, подли_ый.
2. Серебря_ый, полотня_ый, кожа_ый,стекля_ый, румя_ый.
3. Соломе_ый, традицио_ый,

экстре_ый.
4. Кури_ый, гуси_ый, лошади_ый.
5. Ю_ый, си_ий, зеле_ый.
6. Балова_ый, иллюстрирова_ый.
7. Пуга_ая ворона, растоле_ое молоко, ране_ый человек, испуга_ая птица.

Повторение орфографии -н- и –нн в суффиксах прилагательных и причастий1. Карто_ый, исти_ый, подли_ый.2. Серебря_ый, полотня_ый,

Слайд 16взаимопроверка
1. Картонный, истинный, подлинный.
2. Серебряный, полотняный, кожаный,стеклянный, румяный.
3. Соломенный, традиционный,

экстренный.
4. Куриный, гусиный, лошадиный.
5. Юный, синий, зеленый.
6. Балованный, иллюстрированный.
7. Пуганая

ворона, растоленное молоко, раненый человек, испуганная птица.

взаимопроверка1. Картонный, истинный, подлинный.2. Серебряный, полотняный, кожаный,стеклянный, румяный.3. Соломенный, традиционный, экстренный.4. Куриный, гусиный, лошадиный.5. Юный, синий, зеленый.6.

Слайд 17Домашнее задание Путешествие в древнюю Грецию
Установите происхождение крылатых фраз и объясните,

в каком значении они употребляются в современном русском языке:
Ахиллесова пята
Вавилонское

столпотворение
Нить Ариадны
Перейти Рубикон
Тридцать сребреников
Яблоко раздора
Домашнее задание Путешествие в древнюю ГрециюУстановите происхождение крылатых фраз и объясните, в каком значении они употребляются в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика