Слайд 1Кудрявцева Наталья Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ Шадринская ООШ
Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных
1- , 2-, 3-го склонения
единственного числа
Слайд 2Цель урока:
На основании понимания подвести детей
к автоматическому навыку
правописания безударных
падежных
окончаний имен существительных.
Слайд 3Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Будем учиться грамотно писать безударные
падежные окончания имен существительных.
Слайд 4Что означает слово ключ?
Какие значения оно имеет?
Какое значение мы имеем
в виду, когда говорим, что будем пользоваться
ключом для
правильного написания
окончаний имен существительных?
Слово – шифр.
Слайд 5Слова ключи для каждого из склонений
Земля, вода, конь, окно, печь,
степь.
Проследите за окончаниями этих слов.
Что заметили?
Почему ударные окончания делают эти
слова волшебными?
Под ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении.
Слайд 6По ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении.
Они
являются «помощникам» для правописания,
потому, что имеют ударные окончания, по
которым проверяются
безударные окончания слов.
Слова –помощники:
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
земля конь степь
вода окно печь
Слайд 7Главное правило правописания падежных окончаний имен существительных:
безударные окончания имен существительных
проверяй ударными в том же склонении
Слайд 8Рассмотрим на примере слова от тети.
1 шаг. Привести данное слово
к начальной форме:
от тёти → тётя, для того чтобы определить склонение.
2 шаг. Определить склонение и сопоставить его со словом-ключом:
тётя (1 скл.) → земля (1 скл.)
3 шаг. Слово ключ поставить в ту же форму, в какой стояло данное слово: от земли → от тёти,
то есть безударное окончание и.
Слайд 9Алгоритм
1 шаг. Определяю, к какому склонению
относится слово.
2 шаг. Подбираю слово-ключ
и ставлю его в ту же форму.
3 шаг. Если у слова- ключа окончание и, значит в данном слове будет тоже окончание.
Слайд 10(без) насмешк… (и/е)
1 шаг. (без) насмешк… (и/е) (что?) насмешка
2
шаг. (1-е скл.) насмешка → вода (земля)
3 шаг.
без воды ( без земли)
↓
без насмешки
Слайд 11 Итак, надо сделать правильный выбор
слова-ключа, чтобы по его ударному
окончанию
установить безударное окончание данного слова.
А для этого надо запомнить
слова-ключи и понять алгоритм их действия.
Слайд 12Как работают слова-ключи
в каждом склонении
1-е скл.
1-е скл.
по дорожке - по земле
2-е скл. 2-е скл.
с детсвом - с окном
3-е скл 3-е скл
для молодежи - для степи
Слайд 13
ЗАПОМНИ!
Главное правило правописания падежных окончаний имен существительных
Безударные окончания имен существительных
проверяй ударными в том же склонении
Какие правила тебе напоминает эта
орфограмма?
Слайд 14Безударные гласные в корнем проверяй ударными в том же корне.
Безударные
гласные в приставках можно проверить ударными в тех же приставках.
Безударные
гласные в суффиксах можно проверить ударными в тех же суффиксах, если такие ударные существуют.
Слайд 15Закрепление изученного
1. Отметь ,в каком имени существительном окончание не требует
проверки.
а) под камнем б) в седле в) от
радости
2. Укажи, с помощью какого слова можно проверить написание безударных окончаний имен существительных 2-го склонения.
а) автомобиль б) село в) дедушка
Слайд 16
3. Укажи, в какой строчке у всех имен существительных окончание
-и.
а) на дерев…, на крыш…, на печк…
б) из машин…,
без лопат…, со слив…
в) у тарелк…, из рощ…, с лошад…
Слайд 174. Укажи количество слов, которые имеют окончание –е.
В сметан…, из
област…, у речк…, в озер…,
на верблюд…, по дорог…, в
стенк…,
по лестниц…, при матер… .
а) 6 слов б) 7 слов в) 8 слов.
Слайд 185. Отметь, в каком словосочетании
допущена ошибка
а) к березовой рощи
б)
в соседней области
в) из овощной палатки
Слайд 19Проверь себя.
Внизу под вашими ответами выставьте себе оценку за тест.
Обменяйтесь
карточками с соседом по парте для взаимопроверки.
Таблица правильных
ответов:
Выставьте оценку
по следующим
критериям:
0 ошибок – оценка «5» 1 ошибка – оценка «4»
2 ошибки – оценка «3»
3-5 ошибок – оценка «2».