Слайд 1Урок русского языка в 6 классе
подготовила учитель русского языка и
литературы ГБОУ Школа 1078 г. Москвы Панкратова Н.А.
Слайд 3Жило-было НИЧТО,
Не умело НИЧЕГО. Взад-вперёд оно ходило
И НИ с КЕМ не говорило. НИКОГО не замечало, Лучше всех себя считало. А про это НИЧЕГО И сказать-то НЕЧЕГО!
Внимательно прочитайте текст.
Кто герой стихотворения?
Каким вы его увидели?
Что помогло автору создать такой характер?
Назовите ключевые слова и определите их часть речи. Сформулируйте определение.
Выпишите эти слова.
Слайд 4Наблюдаем и формулируем тему урока
НИЧТО
НИ с КЕМ
НИКОГО
НИЧЕГО
НЕЧЕГО
Слайд 5Наблюдаем и формулируем тему урока
НИЧТО
НИ с КЕМ
НИКОГО
НИЧЕГО
НЕЧЕГО
Слайд 6Правописание отрицательных местоимений
6 класс
Слайд 7Формулировка целей и задач урока:
научиться находить отрицательные местоимения по лексико-грамматическим
признакам;
сформулировать правила правописания отрицательных местоимений;
научиться применять эти правила на письме.
Слайд 8Задание группы №1
Дайте определение отрицательным местоимениям. Выпишите из текста только
отрицательные местоимения. О чём нужно помнить, чтобы не допустить ошибки
в определении части речи? Обоснуйте свой выбор.
СКАЗКА НИ О ЧЁМ
Жил-был Никто. Он был никем. И очень занят был ничем. И жил совсем нигде. Вот так - Никто нигде не жил никак.
Однажды ранним никогда Никто собрался никуда. Пришёл ни с кем, ни в чём, зато большое взял с собой ничто…
Слайд 9Проверяем!
Дайте определение отрицательным местоимениям. Выпишите из текста только отрицательные местоимения.
О чём нужно помнить, чтобы не допустить ошибки в определении
части речи?
СКАЗКА НИ О ЧЁМ
Жил-был Никто. Он был никем. И очень занят был ничем. И жил совсем нигде. Вот так - Никто нигде не жил никак.
Однажды ранним никогда Никто собрался никуда. Пришёл ни с кем, ни в чём, зато большое взял с собой ничто…
Слайд 10Задание группы №2
Проанализируйте данные примеры. Определите, по какому принципу сгруппированы
словосочетания, найдите закономерность и сформулируйте правило «НЕ – НИ в
отрицательных местоимениях». Дополните каждый ряд своими примерами.
НИКОГО не пригласили НЕКОГО пригласить
НИЧЕГО не прочитали НЕЧЕГО почитать
НИКОМУ не доверяет НЕКОМУ доверять
НИ С КЕМ не дружит НЕ С КЕМ дружить
… …
Слайд 11Задание группы №2
Проанализируйте данные примеры. Определите, по какому принципу сгруппированы
словосочетания, найдите закономерность и сформулируйте правило «НЕ – НИ в
отрицательных местоимениях». Дополните каждый ряд своими примерами.
НИКОГО не пригласили НЕКОГО пригласить
НИЧЕГО не прочитали НЕЧЕГО почитать
НИКОМУ не доверяет НЕКОМУ доверять
НИ С КЕМ не дружит НЕ С КЕМ дружить
… …
Слайд 13Задание группы №3
Проанализируйте данные примеры. Определите, по какому принципу сгруппированы
словосочетания, найдите закономерность и сформулируйте правило « Слитное и раздельное
написание НЕ – НИ в отрицательных местоимениях». Дополните каждый ряд своими примерами.
НЕКОГО спросить НЕ У КОГО спросить
НИКОМУ не говорить НИ С КЕМ не говорить
НИЧЕГО не видеть НИ В ЧЁМ не видеть
НЕКОМУ радоваться НЕ С КЕМ радоваться
… …
Слайд 14Запомни!
Вот это выучи старательно:
В местоименьях отрицательных, Когда
предлог стоит внутри, Слов пишем не одно, а три. Два слова – помни! – никогда. Никем – ни с кем. - Запомнил? - Да!
Слайд 15Обобщим результаты исследования
Что узнали об отрицательных местоимениях?
Какие орфографические правила сформулировали?
Объединяем
их и формулируем орфографическую задачу.
Слайд 16Сформулируйте орфографическую задачу, составьте алгоритм её решения.
(Н )
Е
И
1. Поставь
ударение
Под ударением
(НЕ)
В безударном положении
(НИ)
2.Есть предлог?
ДА
НЕТ
Пиши в три слова!
Пиши
слитно!
НИКОГО
НЕКОГО
НИ У КОГО
НЕ У КОГО
Слайд 17Изготовим наглядное пособие
Сложите лист А4 с выполненной на нём записью
так, чтобы мы наглядно увидели условия слитного/раздельного написания отрицательных местоимений,
добавьте фломастером необходимый штрих, который бы определил условия выбора Е или И в отрицательных местоимениях.
Н У КОГО
Е
И
Слайд 18Джонни
Жил на свете Джонни,
Знаете его?
Не было у Джонни
Ровно (н...)чего!
(Н...)чего
покушать,
(Н...)чего надеть,
(Н...)(к) чему стремиться,
(Н...)(о) чем жалеть.
(Н...)чего бояться,
(Н...)чего терять…
Весело живётся,
(Н...)чего
сказать!
Выполните задания: 1. Прочитайте текст.
2.Что можете сказать о жизни героя?
3.Какие слова текста привели вас к такому мнению?
4. Выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями. Объясните их написание, графически обозначьте орфограмму.
Слайд 19Внимательно прочитайте словосочетания и сочетания слов. О ком идёт речь?
Назовите героя, произведение, автора. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, графически
обозначьте выбор написания.
Ассоль
(Н…)кто (не)дружил, (н…)кто (не)верил, (н…)кому (не)доверяла, (н…)(с)кем (не)общалась, (н…)(в)чём (не)виновата, (н…)(от)кого (не)ждала, (н…)какого внимания, (н…)(в)ком (не)встречала участия
А.Грин «Алые паруса»
Слайд 20Проверьте себя!
Ассоль
Никто не дружил, никто не верил, никому
не доверяла, ни с кем не общалась, ни в чём
не виновата, ни от кого не ждала, никакого внимания, ни в ком не встречала участия
А.Грин «Алые паруса»
Слайд 21Комментированное письмо для тех, кто допустил ошибки
(Н…)(у)кого (н…)чего (не)спросит, (н…)кому
сообщить о приезде, (н…)чего (не)испугался, (н…)чего пугаться, (не)догадался(н…)(о)чём, (н…)чему радоваться,
(н…)кому (н…)чего (не)сказал, (не)встречался (н…)(с)кем, встречаться было (н..)(с)кем.
Слайд 22Закрепление пройденного
Спишите пословицы. О чём они говорят? Вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки, обозначьте орфограммы графически.
Не стыдно молчать, коли (н…)чего сказать.
Всяк
хочет взять, а (н…)кто не хочет дать.
(Н…)какое худо до добра не доводит.
Скучен день до вечера, коли делать (н…)чего.
Бился, колотился и (н…)(до)чего не добился.
Не ошибается тот, кто (н…)чего3 не делает.4
Если не можешь сказать (н…)чего хорошего, лучше (н…)чего не говори.
Завистливый (н…)(о)ком хорошего слова не скажет.
Слайд 23Проверьте себя!
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Всяк хочет взять, а
никто не хочет дать.
Никакое худо до добра не доводит.
Скучен день
до вечера, коли делать нечего.
Бился, колотился и ни до чего не добился.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Если не можешь сказать ничего хорошего, лучше ничего не говори.
Завистливый ни о ком хорошего слова не скажет.
Слайд 24Игра «Третий лишний»
Выпишите лишнее словосочетание, объясните свой выбор:
(Н…)какого впечатления, (н…)кого
пригласить, (н…)кто не знает;
(н…)(к)кому обратиться, (н…)(у)кого узнать, (н…)(о)чём не вспомнил;
(н…)чего
сказать, (н…)(о)чем спросить, (н…)чему удивляться.
Слайд 25Рефлексия
Какие задачи ставили перед собою в начале урока?
Сумели достичь поставленных
целей?
Что надо знать, чтобы не допускать ошибок в написании отрицательных
местоимений?
Оцените свой уровень усвоения материала:
низкий – материал не усвоил,
средний – испытываю затруднения в решении орфографических задач урока,
высокий – трудностей при решении орфографических задач урока не испытываю.
Слайд 26Домашнее задание
§ 63, повт. § 56-62, упр. 704 (графически
обозначьте выбор написания отрицательных местоимений).
Слайд 27Самостоятельная работа
Вставьте подходящие по смыслу отрицательные местоимения с предлогами и
без предлогов.
Ждать некого, удивляться ______, поделиться ______, рассказать _______, не
сказал ______, не ответил _______, взять _______, не получилось ______, остался ______, не остановился _______, объединиться _______, рисковать _____, не нашёл _______, надеяться _______, не рассчитывал ______, соглашаться ______.
Слайд 28Список источников информации
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
/ М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов; под редакцией М.М.Разумовской,
П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2013.
В.Волина. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.
Г.А.Богданова. Сборник диктантов по русскому языку: 5 – 9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
Программа «Объясняшки » для iPad.