Слайд 1Открытый урок по русскому языку на тему: «Предложения с прямой
речью».
Учитель русского языка и литературы МОУ ОСОШ №
1 города Апатиты Мурманской области
Чаккиева Светлана Ивановна
Слайд 2Чем отличаются предложения друг от друга?
«Язык есть вековой труд целого
поколения», - сказал Владимир Иванович Даль.
Владимир Иванович Даль сказал, что
язык есть вековой труд целого поколения.
Слайд 3Как вы понимаете смысл слов эпиграфа?
Чему бы ты ни учился,
ты учишься для себя.
Петроний, древнеримский писатель
Слайд 4Шестое мая.
Классная работа.
Предложения с прямой речью.
Слайд 5Цели урока:
Знать: что такое прямая речь.
Уметь: находить предложения с прямой
речью, правильно расставлять знаки препинания в них;
составлять схемы
предложений с прямой речью;
правильно употреблять предложения с прямой речью в своей речи.
Слайд 6Прямая речь – это
точно воспроизведённая чужая речь, переданная
от лица того, кто её произнёс или написал.
Слайд 7Предложения с прямой речью
состоят из слов автора и собственно
прямой речи.
Слайд 8Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
На письме прямая речь
заключается в кавычки.
Если слова автора стоят перед прямой речью, то
после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.
Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.
Слайд 9Схемы предложений с прямой речью.
А: «П».
«П», - а.
А: «П?»
«П!» - а.
А: «П!» «П?» - а.
Слайд 10Авторские слова, вводящие прямую речь:
сказал, подумал, попросил, написал,
прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил,
проворчал, буркнул.
Слайд 11Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Максим Горький писал
Хорошая книга – просто праздник .
Всем хорошим во мне я
обязан книгам говорил он.
Писатель советовал людям Любите книгу, она облегчит вам жизнь .
Читайте! Читайте! Читайте! восклицал Константин Георгиевич Паустовский.
Слайд 12Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью (проверка).
Максим Горький
писал: «Хорошая книга – просто праздник».
«Всем хорошим во мне я
обязан книгам», - говорил он.
Писатель советовал людям: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь».
«Читайте! Читайте! Читайте!» - восклицал Константин Георгиевич Паустовский.
Слайд 13Игра «Найди ошибку».
А «П».
А: П?
А П!
«П» - а.
П! - а.
П? а.
Слайд 14Игра «Найди ошибку» (проверка).
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
«П», - а.
«П!» - а.
«П?» - а.
Слайд 15Работа с текстом.
Я поб..жал в св..тлицу. Двери были заперты. Я
постучался. Кто там? спр..сила Палаша. Я назвался. Милый г..л..сок Марьи
Ивановны раздался из-за дв..рей Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне. Я пов..новался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выб..жали ко мне навстречу. Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться прог..ворила попадья.
Слайд 16Александр Сергеевич Пушкин.
Повесть
«Капитанская дочка».
Слайд 17Безударные гласные в корне слова.
Чтобы проверить безударную гласную в
корне слова, надо подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударная
стала ударной.
Слайд 18Работа с текстом (проверка).
Я побежал в светлицу. Двери
были заперты. Я постучался. «Кто там?» - спросила Палаша. Я
назвался. Милый голосок Марьи Ивановны раздался из-за дверей: «Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне». Я повиновался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выбежали ко мне навстречу. «Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться», - проговорила попадья.
Слайд 19Схемы предложений с прямой речью по тексту (проверка).
«П?» - а.
А:
«П».
«П», - а.
Слайд 31Творческое задание.
1). Написать сочинение-миниатюру на тему: «Мои Апатиты» (5 предложений,
три из которых с прямой речью).
2). Составить два предложения с
прямой речью на тему: «Мои Апатиты».
3). Используя любые предложенные словосочетания, составить одно предложение с прямой речью. (Красивый город, северная природа, заснеженные деревья, сверкающий на солнце снег, достопримечательности моего города, долгая полярная ночь, весенние поющие ручьи.)
Слайд 32Сочинение – миниатюра.
Ко мне приехала
в гости подруга из деревни. Она попросила показать город Апатиты
и рассказать о нём. Подруга спросила: «Какие достопримечательности есть в вашем городе?» Я ответила: «В нашем городе находится Кольский филиал Академии Наук РФ, геологический музей им. А.Н. Ферсмана, музей камня, библиотека-музей». А ещё я добавила: «Мой город очень красивый».
Слайд 33Игра «Третье – лишнее
и почему?»
Лесничий сказал: «Я видел на
озере лебедей».
Лесничий сказал, что он видел на озере лебедей.
Лесничий сказал,
будто он видел на озере лебедей.
Слайд 34Домашнее задание:
Выписать из любых художественных произведений
3 предложения с прямой речью.