Слайд 21. Укажите заимствованное слово:
а) стена,
б) белокурый,
в) ветеран,
г) стул.
2. Укажите устаревшее
слово:
а) приказчик,
б) бумага,
в) писатель,
г) отрывок.
3. Укажите профессиональное слово:
а) книга,
б) изобретение,
в)
печать,
г) зубило.
Слайд 34. Укажите диалектное слово:
а) морковь,
б) овощи,
в) свекла,
г) бурак.
5. Укажите неологизм:
а)
соревнование,
б) луноход,
в) аппарат,
г) корабль.
6. Укажите предложение с фразеологизмом:
а) Петя плохо
работал.
б) На уроке Петя работал спустя рукава.
в) Он не выполнил задания.
г) Он бездельничал
Слайд 47. Укажите раздел, изучающий лексику:
а) лексикология,
б) синтаксис,
в) фразеология,
г) фонетика.
8. В
каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом
«черствый» ?
а) свежий костюм,
в) свежий воротничок,
б) свежий журнал,
г) свежий хлеб.
Слайд 5 1. Укажите заимствованное слово:
а) стена,
б) белокурый,
в) ветеран,
г) стул.
2. Укажите устаревшее
слово:
а) приказчик,
б) бумага,
в) писатель,
г) отрывок.
3. Укажите профессиональное слово:
а) книга,
б) изобретение,
в)
печать,
г) зубило.
Слайд 64. Укажите диалектное слово:
а) морковь,
б) овощи,
в) свекла,
г) бурак.
5. Укажите
неологизм.
а) соревнование,
б) луноход,
в) аппарат,
г) корабль.
6. Укажите предложение с фразеологизмом
:
а) Петя плохо работал.
б) На уроке Петя работал спустя рукава.
в) Он не выполнил задания.
г) Он бездельничал.
Слайд 7
7. Укажите раздел, изучающий лексику:
а) лексикология,
б) синтаксис,
в) фразеология,
г) фонетика.
8. В
каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом черствый?
а) свежий костюм,
в) свежий
воротничок,
б) свежий журнал,
г) свежий хлеб.
Слайд 8средства, договор, позвонит, позвонишь, включит, завидно, свёкла, километр, щавель, шофёр,
красивее
Слайд 9срЕдства договОр позвонИт позвонИшь включИт завИдно свЁкла киломЕтр щавЕль шофЁр
красИвее.
Слайд 10вкусн… вермишель дешёв… шампунь больш…
мозоль красив… мисс
крепк… кофе
сладк… какао
Слайд 11вкусная вермишель дешёвый шампунь большая мозоль красивая мисс
крепкий кофе
сладкое какао
Слайд 12Мелькнуло солнце из-за туч…,
И был горяч последний
луч...
Стал вечер ясен и хорош….
Чуть-чуть заметна листьев дрож….
Бил под горой
студёный ключ...
Цвёл ландыш.., нежен и пахуч…,
Вдруг на поляну вышел ёж….
Спросить его мне невтерпёж…:
«Кому спешиш… ты, ёж.., помоч…?..»
Слайд 13Мелькнуло солнце из-за туч,
И был горяч последний
луч.
Стал вечер ясен и хорош.
Чуть-чуть заметна листьев дрожь.
Бил под горой
студёный ключ.
Цвёл ландыш, нежен и пахуч,
Вдруг на поляну вышел ёж.
Спросить его мне невтерпёж :
«Кому спешишь ты, ёж, помочь?..»
Слайд 15Конкурс «Знатоки пословиц»
Заменить иностранные пословицы русскими
Вьетнамская : Прежде чем сказать,
поверни язык семь раз.
Латинская: Конец – делу венец.
Французская :
Лежа зайца не добудешь.
Итальянская : Итальянская: Тот не заблудится, кто спрашивает.
Слайд 16Вьетнамская : Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.
(Семь
раз отмерь – семь раз отрежь.)
Английская: Если леди сойдёт с
экипажа, он поедет быстрее.
( Бабу с возу, кобыле легче.)
Французская : Лежа зайца не добудешь.
( Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
Итальянская : Тот не заблудится, кто спрашивает.
(Язык до Киева доведет.)
Слайд 17Конкурс «Наборщики»
Переставив буквы в каждом слове, образовать новые слова.
Жало, камыш
, навес, барыня, пальто, лейка ,подвода, мошкара, стирка, приказ, лыжи,
бары
Слайд 18ложа - жало
мышка - камыш
весна - навес
рабыня - барыня
лапоть - пальто
лакей - лейка
водопад -
подвода
ромашка - мошкара
старик - стирка
каприз - приказ
жилы -лыжи
рабы - рыба
Слайд 19«Редакторы»
Исправить речевые ошибки.
Я ложу соль в суп.
Ихняя
команда заняла первое место.
Спрыгнув с подножки, у меня
слетел ботинок.
Я ложу соль в суп.
Слайд 20Спрыгнув с подножки, у меня слетел ботинок.
(Когда я спрыгнул
с трамвая, у меня слетел ботинок.)
Я ложу соль в суп.
(Я кладу соль в суп.)
Прочитав книгу, она мне понравилась.
(Прочитанная мной книга мне понравилась. Или : Книга, которую я прочитал, мне понравилась.)
Ихняя группа заняла первое место.
(Их группа заняла первое место.)
Слайд 21божественная ночь
волшебная мелодия
богатырское здоровье
янтарный мёд
хитроумная загадка
губки бантиком
слепой дождик
гордый дуб
веселый ветер
шелковые волосы
красна девица
Найдите эпитеты.
Слайд 23божественная ночь
волшебная мелодия
богатырское здоровье
янтарный мёд
хитроумная загадка
губки
бантиком
гордый дуб
веселый ветер
шелковые волосы
красна девица
Слайд 24Найдите сравнение в сказке
За морем царевна есть,
Что не можно
глаз отвесть.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
А.С.Пушкин
Слайд 25За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
А
сама-то величава,
Выступает, будто пава.
А.С.Пушкин
Слайд 26 В саду горит костёр рябины красной,
Но
никого не может он согреть.
С.Есенин
Найдите сравнение в стихотворении
Слайд 27 В саду горит костёр рябины красной,
Но
никого не может он согреть.
Слайд 28Найдите сравнение в стихотворении
Дубовый лист виолончельный
А.Вознесенский
Слайд 30Найдите сравнение в стихотворении
Ягненочек кудрявый, месяц
Гуляет в
голубой траве. С.Есенин
Слайд 31Ягненочек кудрявый, месяц
Гуляет в голубой траве.
Слайд 32Определи средство выразительности в стихотворении
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик,
Подрастёт-нарядится
В
беленькое платьице-
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Слайд 34Определи средство выразительности
Свет луны, таинственный и длинный.
Плачут вербы,
шепчут тополя… С.Есенин
Слайд 35Свет луны, таинственный и длинный.
Плачут вербы, шепчут
тополя…
олицетворение
Слайд 36Определите средство выразительности
Подымайте ж вы, лунные лапы
Мою грусть в
небеса ведром. С.Есенин
Слайд 37Определите средство выразительности
Подымайте ж вы, лунные лапы
Мою грусть в
небеса ведром.
С.Есенин
(Метафора)